Виды тесьмы для рукоделия и декора
Декоративная тесьма – готовый материал, который руками рукодельниц легко превратить в что-то оригинальное и красивое.
Косичка – популярная тесемка шириной от 4 до 15 мм, получаемая переплетением нескольких жгутов, состоящих из сердечника и оплетки. Сырьем служит хлопок, полиэфир или вискоза, комбинируют металлизированные и вискозные жгуты. Косичку задействуют в отделке одежды, декора кожгалантереи и предметов интерьера.
Также из шнуров плетут более сложные узоры, сочетая материалы, добавляя фурнитуру.
Тесьму с рисунком получают двумя способами – нанесением рисунка на готовую ленту или ткацким методом, когда узор создают в процессе производства. Второй метод более трудоемкий и дорогостоящий, поэтому цена значительно выше, однако и качество ткацкого рисунка не сравнить с печатным.
Репсовая тесьма похожа на ленту с мелким поперечным рубчиком. Хорошо держит форму, но не растягивается. Ее используют для отделки одежды, в пошиве головных уборов, сумок и обуви, в создании декора для дома и скрапбукинге. Бывает однотонная и с рисунком. Недорогая и удобная в работе для новичков.
Жаккардовая тесьма для отделки изготовлена методом одноименного плетения, благодаря которому получается красивый декоративный с двух сторон немного выпуклый узор, похожий на вышивку гладью. Подходит для рукоделия и творчества, находит применение в шитье, изготовлении сувенирной продукции, декорирования подарков. Ленты очень прочные, устойчивые к растяжению и истиранию. В рисунке могут быть использованы металлизированные нити.
Серебристая и золотая тесьма бывает в виде сплошных тонких лент, орнамента и ажурного плетения. Для производства используют металлизированные или люрексовые нити. Востребована в отделке одежды и создании бижутерии, аксессуаров, галантерейных изделий своими руками. Подходит для декорирования покрывал, штор, скатертей.
Кружевная и вязаная ажурная тесьма в часто встречается в декоре блуз, пиджаков, джинсов, головных уборов, летних сумок, нижнего и постельного белья. Это хороший вариант для изготовления бижутерии своими руками, аксессуаров для волос (заколки, бантики). Ленточное кружево нередко задействуют в декупаже и скрапбукинге для украшения альбомов и изготовления открыток своими руками.
Декоративная тесьма с вышивкой – готовый декор для отделки одежды и галантерейных изделий. Основу изготавливают из плотных тканных или нетканых материалов природного происхождения или высококачественного полиэстера. Вышивку наносят прочными нитками.
Декоративная отделочная тесьма предназначена для украшения одежды, игрушек ручной работы, подушек, штор, другого декора для дома. Это практически готовый материал для изготовления оригинальной бижутерии – колье, браслетов, поясов. Полоски из ткани, органзы, кожи, бархата, репса украшают бусинами, бисером, камнями, цепочками.
Пластиковая тесьма изготовлена из полимерных материалов, по виду бывает ажурной, в виде камней или бусин. Не эластичная, поэтому используется чаще всего в рукоделии, например, при создании панно или в украшении шкатулок, зеркал, мебели.
Тесьма из страусиных перьев – готовая для отделки декоративная оборка, которой украшают вечерний наряды, верхнюю одежду, аксессуары для волос, сумочки, домашний интерьер. Длина перьев может быть разной, как и плотность нашивки.
Декоративные припуски
Этот элемент (илл. 28) прост в изготовлении и выглядит довольно эффектно. Его можно применить при изготовлении юбки, платья, блузки. Ткань при этом может быть как костюмная, так и легкая плательная, например, шифон.
Можно использовать и трикотаж
Важно, чтобы основной материал был двухсторонний или изнаночная сторона была декоративная
Боковые и верхние срезы деталей нужно обработать так, чтобы они аккуратно смотрелись как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Например, для тонких плательных и блузочных тканей можно использовать шов «американка». Для более плотных тканей нужно подобрать другие способы обработки (например, окантовать).
Далее совместить края обработанных деталей, сколоть булавками и стачать их между собой, оставляя припуски разной величины с лицевой стороны.
Что такое тесьма и чем она отличается от лент
Тесьмой называют узкие полоски, которые могут быть изготовлены как плетенным, так и тканным методом. Изначально тесемки использовали для связывания и стягивания элементов одежды, например, в корсете. Отсюда более высокая прочность, чем у лент для рукоделия. Хотя у этой фурнитуры больше общего, чем различий.
Для изготовления применяют прочные льняные, хлопковые, шелковые нити. В современном производстве – искусственное сырье, кожу, шерсть. Чаще всего используют полотняное и саржевое плетение, для шелковой тесьмы – атласное, для трикотажной – вязание. Чтобы полоска хорошо растягивалась, нити переплетают под углом.
Возможности тесьмы в современном рукоделии значительно расширены. Есть специальные виды с клеевой основной, удобные заготовки для штор, картин, отделки. Красивой тесьмой легко преобразить обычные вещи из магазина и освежить надоевшую одежду.
Техники и приемы создания и отделки одежды и аксессуаров
Предлагаю вашему вниманию альбом, который я достаточно долго собирала. Фотографии с разных показов модных домов, разных сезонов.
Мне интересно было соединить в одном фотоколлаже разные взгляды на одну и ту же технику исполнения декора или приемы, найти объединяющие элементы у совершенно разных мастеров и дизайнеров. Не секрет, что многие известные и неизвестные дизайнеры ищут вдохновения в старых техниках декора и отделок, но находят новое звучание в изделии с их использованием. Все движется, и порой возвращается. Интересно наблюдать за этим движением, вдохновляясь на поиски своих собственных идей и решений.
1. Шнуры. Плетение, сшивание, росшив, наложение по сетке. И еще масса вариантов крепления шнура.
2.Эффект градиент, в наслоении оттенков деталей и элементов.
3. Декор в виде спиралевидных роз, из подкройных лент по косой, одно-, двух- или многослойных. Варианты — втачные элементы, накладные элементы. Варианты кроя лент по поперечной или долевой дают более жесткую форму и ломкие линии на сгибах.
Ручные работы:
Сметать — временно соединить две детали изделия.
Сметывание — соединение деталей, равных, или примерно равных по величине по совмещенным срезам стежками временного назначения (плечевые срезы).
Соштуковывание — соединение двух деталей срезами встык (ремонт пальто).
Стачать — соединить отдельные детали или сделать соединение в самой детали. Например, стачать боковые швы. Стачивание производят со стороны, противоположной той, которая была обращена к работающему при сметывании.
Стачивание — ниточное соединение двух равных по величине деталей по совмещенным срезам (боковые срезы).
Стежок — один элемент структуры между двумя проколами иглой.
Заметать — проложить стежки по сгибу и шву, например, по низу платья.
Заметать — закрепить подогнутый край или сгиб ткани.
Заметывание — закрепление подогнутого края детали стежками временного назначения (низ рукава, низ изделия).
Наметать — временно соединить мелкие и отделочные детали.
Наметывание — соединение деталей, наложенных друг на друга стежками временного назначения (накладной карман).
Наметать — соединить две детали в том случае, когда одна деталь, как правило, с подогнутым краем, накладывается на другую.
Обметать — обшить срез ткани обметочными стежками.
Обметывание — закрепление края ткани на открытых швах и прорезных отверстиях петель с целью предохранения от осыпания.
Обметать — обработать срезы швов, прорезных отверстий.
Втачивание — ниточное соединение деталей по овальному контуру.
Вспушивание — отделка и закрепление обтачанного и выметанного края детали стежками постоянного назначения (вспушить воротник).
Выметывание — закрепление обтачанного края детали и прорезных отверстий стежками временного назначения с целью сохранения нужной формы (выметать шов с образованием канта).
Выстегивание — соединение нескольких деталей стежками постоянного назначения для придания упругости и формы (выстегать подворотник).
Вметать — соединить две детали по вогнутым срезам.
Вметать — соединить две детали по выгнутым или выпуклым линиям. Например: вметать рукав в пройму.
Выметать — вывернуть стачной шов, дать небольшой перекат шва 0,1-0,15 см и закрепить его косыми стежками.
Вметывание — соединение деталей по овальному контуру стежками временного назначения (рукав в пройму, воротник в горловину).
Подшить — закрепить подогнутый край потайными или открытыми подшивочными стежками.
Пришить — прикрепить к изделию отдельно заготовленные детали, например, карманы, бейки, пуговицы и т. д.
Приметать — соединить меньшую по размеру деталь с большей. Например, приметать кокетку к спинке.
Посадка — уменьшение среза детали за счет сборки.
Подшивание — прикрепление подогнутого края детали стежками постоянногоназначения (низ изделия).
Пришивание — прикрепление фурнитуры на изделие стежками постоянного назначения (пуговицы).
Приметывание — соединение неосновной детали с основной стежками временного назначения (пояс к юбке).
Притачивание — ниточное соединение двух разных по величине деталей (пояс,манжета).
Припосадить — уменьшить размер детали для придания ей нужной формы на отдельных участках. Для этого выше и ниже (на 0,1 см) линии притачивания прокладываются вручную строчки мелкими стежками, затем с их помощью ткань стягивается до нужной длины. Избыточная ткань сутюживается через влажную ткань так, чтобы сборки исчезли.
Проложить — провести стежками нитку в ткани.
Обтачка — деталь для обработки среза, кармана, горловины.
Обтачивание — ниточное соединение двух деталей по краю с последующим вывертыванием их на лицевую сторону (воротник, клапан).
Окантовывание — обработка среза косой полоской из основного или отделочного материала с целью отделки и предохранения от осыпания.
Разметывание — раскладывание припусков шва или складки в обе стороны и закрепление их в таком положении стежками временного назначения прикрепление подкладки к припускам шва втачивания рукава стежками постоянного назначения.
Патронташ
Декоративный элемент в виде патронташа (илл. 29) периодически возвращается в моду. Он широко используется в одежде в стиле «милитари».
Сначала нужно определиться с размером готового патронташа. В нашем случае его размер 12 см х 6 см. Нам потребуется 1 деталь со сгибом по боковой стороне. Длина детали в крое должна быть больше длины готового декора: 16 см + один припуск 0,7 см = 16,7 см. Ширина:6 см + два припуска по 0,7 см = 7,4 см. Раскроить 1 деталь со сгибом.
Сложить деталь лицевой стороной внутрь и обтачать ее срезы швом шириной 0,7 см, оставляя технологическое отверстие для вывертывания (илл. 30). Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить шов обтачивания без образования канта (т.е. враскол); приутюжить, заутюживая припуски отверстия (илл. 31). Проложить строчку по всему контуру детали (швом шириной 0,1 см), застрачивая сгибы отверстия.
На основной детали разметить положение декора и строчек настрачивания. На детали патронташа также разметить положение строчек настрачивания (илл. 32). Расстояние между строчками настрачивания на основной детали 1,5 см, на патронташе — 2 см (для объема).
Наложить патронташ на основную деталь и настрочить, совмещая линии разметки на деталях (илл. 33). Декор готов.
Какую ткань выбрать для платья
Перед тем как сделать окончательный выбор ткани для платья следует оценить все их свойства на соответствие тем условиях, в которых изделия будут эксплуатироваться.
Высокие гигиенические требования предъявляются к материалам, изделия из которых предназначены для повседневной носки, в том числе и в офисах и в домашних условиях. Из каких тканей шьют такие платья? Поскольку такую одежду нужно будет носить по 8 часов подряд, то главные требования, которые к ней предъявляются, это воздухопроницаемость и гигроскопичность. Тканая материя должна хорошо впитывать влагу и выводить ее наружу и одновременно позволять коже дышать.
Время года тоже имеет значение. Вещи для лета и для зимы отличаются кардинально, причем не только фасоном, но и составом полотна для пошива. Какие ткани подходят для теплого платья? Для холодного времени года идеально подойдет натуральная шерсть, теплый трикотаж или бюджетная вискоза
Эти материалы обладают хорошими теплозащитными свойствами, поэтому в такой одежде можно не бояться даже сильного мороза.
Для вечерних нарядов, которые обычно надеваются не больше чем на 4 часа, гигиенические требования отходят на второй план
Здесь более важно правильно подобрать фасон изделия, уделить внимание внешнему виду и драпировке изделия. Лучшие ткани для вечернего платья – это атлас, шелк, парча, тафта, бархат, кружево.
Прежде чем окончательно определиться, какую ткань лучше выбрать для платья, важно взвешенно оценить все «за» и «против». Не стоит забывать и про то, как часто придется стирать изделие и как сложно за ним ухаживать
Все эти критерии позволят сделать правильный выбор в пользу той или иной материи. В разделе «Ткани для одежды» еще больше информации о материалах для вашего гардероба.
Фольклорные мотивы
Вариант 1
Очень простой способ декорирования изделия — использование готовой тесьмы или ленты. Современный рынок предлагает огромный ассортимент этих материалов. Цветовой и стилевой диапазон их очень широк.
Использовать тесьму или ленты можно по-разному, например, настрочить одну на другую внахлест на 3 мм (илл. 1). При этом можно чередовать разные виды тесьмы или тесьму другого цвета (илл. 2, 3). Желательно использовать более широкую, поскольку это сделает процесс менее трудоемким (потребуется меньше соединительных швов).
В швы настрачивания при необходимости можно перевести вытачки. Например, при изготовлении широкого пояса, чтобы придать ему форму тела.
Таким способом настрачивания тесьмы можно изготовить не только отдельный декоративный элемент (кокетку, пояс и т.д.), но и целые изделия (жилет, жакет, юбка и др.). Как правило, подобные изделия выдержаны в фольклорном стиле.
Вариант 2
Возможен вариант декорирования швов изделия тесьмой или лентой (илл. 4).
Если изделие на подкладке или используется внутренняя обтачка, то нет необходимости обрабатывать швы изделия тесьмой «чисто».
Если же эти условия не соблюдены, то с помощью тесьмы или ленты можно не только украсить изделие, но и скрыть припуски швов. Возможны 2 варианта обработки: когда шов стачной взаутюжку (илл. 5) и шов стачной вразутюжку (илл. 6). Выбор зависит от свойств основной ткани. Швы нужно стачивать не на изнаночную сторону, как обычно, а на лицевую.
Если ткань обладает высокой осыпаемостью на срезах, то рекомендуется припуски стачного шва заутюжить. В этом случае припуски шва можно оставить достаточно широкими. Если припуски стачного шва разутюжить, то их ширина должна быть меньше, чем в первом варианте
Важно правильно подобрать тесьму по ширине. Если она будет узкая, например 0,5 см, то припуски шва нужно будет подрезать до 0,3 см
Не для каждого вида материала подойдет такой минимальный припуск на шов. Нити материала могут высыпаться из швов.
Если ткань толстая, плотная с низкой осыпаемостью, то рекомендуется использовать второй вариант обработки — стачной шов вразутюжку (илл. 6), толщина шва в этом случае будет минимальной.
После соединения тесьмы (лент) полученную деталь следует приутюжить, слегка оттягивая швы, если они будут стянуты строчками. После этого деталь подрезается по срезам, если потребуется.
Правила украшения одежды
Существует несколько принципов того, как правильно украшать одежду своими руками.
- Декор на наряде должен соответствовать месту и случаю, по которому надевается вещь.
- Умеренность, вкус и гармония — три кита, на которых зиждется декорирование одежды!
- Для легких, воздушных нарядов — изящные украшения; для теплых, плотных тканей — массивные.
- Образ выдерживается в едином стиле.
- Нельзя сочетать дорогую фурнитуру с дешевой.
- Наряды с обилием декоративных элементов (рюши, оборки, драпировки, буфы) не стоит дополнять дополнительным декором, равно как и блестящие вещи.
Наиболее популярные зоны для украшения одежды:
- планка, борт;
- воротник;
- карман;
- подол;
- спина;
- рукав;
- вырез
- пояс.
Лекция №5 отделка швейных изделий физико-химическими методами
- Классификация видов отделки швейных изделий.
- Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.
- Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.
- Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.
- Химические методы объемной отделки одежды.
- Химическая технология получения аксессуаров одежды.
- Гардеробная отделка швейных изделий.
- Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.
Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.
Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.
Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.
Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.
Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:
- Поверхностная отделка;
- Объемная отделка;
- Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).
К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.
Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.
Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).
- Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.
В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 12050С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.
Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-1800С, утюжильной 160-1900С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).
Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-1700С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.
Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.
Игра полос
Практически в любом швейном изделии из ткани в полоску можно наблюдать так называемую «игру полос», когда отдельные детали выкроены под разными углами к направлению нитей основы. Благодаря этому можно получить интересные визуальные эффекты (илл. 7, 9-12).
При работе с тканью в полоску очень важны:
■ точность кроя;
■ совмещение полос рисунка при стачивании деталей.
Совмещением полос можно пренебречь, только если ткань с неявной и мелкой полосой (т.е. не требующей подгонки рисунка).
Рассмотрим различные варианты.
Вариант 1
Первый вариант представлен на илл. 7. Этот декор состоит из 4-х деталей в виде прямоугольных треугольников. Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл. 13. При выкраивании деталей обязательно нужно учесть последующее совмещение полос рисунка ткани.
Если точность кроя и подгонка полос рисунка произведены верно, то далее остается только стачать детали между собой, совмещая полосы (илл. 8). Можно предварительно сколоть детали булавками.
Швы рекомендуется разутюжить, чтобы не было больших перепадов толщины.
Вариант 2
Второй вариант – аналог первого, отличие только в расположении полос в деталях кроя (илл. 9). Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл.14.
Вариант 3
На илл. 10 представлен декоративный элемент из шести деталей. Это комбинация трех деталей из варианта 1 (илл. 7) и трех деталей из варианта 2 (илл. 9).
Вариант 4
На илл. 11 приведен декоративный элемент из четырех деталей. Это комбинация двух деталей из варианта 1 (илл. 7) и двух деталей из варианта 2 (илл. 9).
Вариант 5
На илл. 12 представлен декоративный элемент, состоящий из четырех прямоугольников.
Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл. 15. При раскрое нужно учесть дальнейшее совмещение полос ткани.
При стачивании деталей обязательно совмещать полосы. При необходимости сколоть детали булавками (илл. 16). Швы разутюжить.
Терминология ручных работ
Сметать — временное соединение двух деталей, примерно равных по величине, с посадкой или без неё по намеченным линиям. Стежки длиной 0,5-2,5 см со стороны смётывания, 0,2-0,5 см с обратной стороны. Строчку прокладывают на расстоянии 0,1-0,15 см от намеченной линии в сторону среза детали, чтобы сметочные стежки не попали под машинную строчку. Смётывают боковые и плечевые срезы, передние и локтевые срезы рукава и другое.
Наметать — временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую. Намётывают подборта на борта, накладные карманы на полочку. Длина стежка 0,7-2,5 см. Иногда намётывание производят косыми стежками, когда необходимо получить устойчивое соединение деталей из гладких тканей.
Приметать — временное соединение мелкой детали с крупной или неосновной детали с основной. Примётывают манжеты к рукаву, клапаны к линиям кармана.
Заметать — временное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек смёточными стежками. Например, низ юбки, платья или рукава. Длина стежка 1-3 см.
Вметать — временное соединение двух деталей по овальному контуру смёточными стежками. Пример: вмётывание воротника в горловину или рукава в пройму.
Выметать — закрепление обтачанного и вывернутого края с образованием канта, рамки или расположением шва на сгибе. Вымётывание производят прямыми или косыми вымёточными стежками длиной 0,5-1,0 см. Строчку прокладывают со стороны той детали, на сторону которой перепускают ткань. Ширина канта 1-2 мм.
Подшить — прикрепление подогнутых краёв одной детали к другой или этой же детали потайными подшивочными стежками. Частота стежка 2-4 на 1 сантиметр.
Пришить — прикрепление к детали фурнитуры, отделки или украшения. Например, пришить пуговицу, крючки, кнопки, стразы или пайетки.
Выкроить детали — вырезание деталей изделия по намеченным контурам, с прибавками на швы.
Декорировать — украшение с помощью любой швейной фурнитуры.
Драпировка — укладывание материала в складки с последующим их закреплением.
Дублирование деталей — склеивание по поверхности с помощью утюжки двух или более деталей.
Проклеивание шва — нанесение клея на края детали из кожи в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы.
Припосаживание деталей изделия — уменьшение длины изделия путём прострачивания по краю и стягивания нижней нити с последующей влажной утюжкой.
Терминология деталей
Крой — раскроенные детали изделия и их части.
Вытачка — служит для придания изделию определённой формы по фигуре, а также для лучшего прилегания изделия к телу.
Перед — отрезная или неотрезная деталь по линии талии.
Полочка — отрезная или неотрезная деталь по линии талии, состоящая из двух деталей.
Подкладка — деталь для оформления изнаночной стороны изделия.
Изнанка — оборотная, внутренняя, нелицевая сторона изделия или материала.
Лиф — часть платья на груди и спине.
Кокетка — деталь верхней части переда, спинки, рукава, юбки или брюк.
Запах — заход одной полы одежды на другую.
Американская пройма — открытая пройма без плеча.
Баска — волан, выкроенный по косой, который пришивается к линии талии изделия.
Поло — застёжка до середины груди и мягкий воротник.
Реглан — рукав, переходящий в плечо и составляющий с ним одно целое.
Подборт — деталь для обработки краёв переда и лацкана.
Отлёт воротника — часть воротника, которая вшивается в воротник-стойку и отгибается.
Стойка воротника — вертикальная часть воротника высотой 2,5-4 см, которая вшивается в горловину изделия.
Клапан — верхняя деталь кармана, вшиваемая обычно в разрез кармана под обтачку.
Пата — декоративная деталь, настроченная или втачанная одним концом в шов.
Погон — декоративная деталь, вшитая в плечо изделия.
Рюш — полоса ткани, выкроенная по косой или поперечной нити, собранная посередине в сборку или заложенная в складки.
Волан — вид отделки, выкраиваемый по кругу.
Оборка — вид отделки, который выкраивается под углом 45 градусов к нити основы. Имеет ширину 1,5-30 см. Длина оборки в крое в полтора или два раза больше её длины в готовом виде.
Защип — элемент декорирования, путём застрачивания небольшого участка ткани.
Обтачка — продублированная деталь для обработки срезов изделия из того же материала. Например карманов или горловины. Ширина обычно 3-4 см.
Косая бейка — полоса ткани, вырезанная под углом 45 градусов, которая используется для отделки среза и соединяется с изделием или деталью по двум продольным сторонам.
Кайма — цветная полоса для обрамления края изделия.
Кант — узкая цветная полоса, выкроенная по косой нити, оторочка по краю или шву изделия. Пришивается так, чтобы выступало не более 2-3 мм канта. В кант ещё продёргивают шнурок.
Клеевая кромка — полоса шириной 0,6-0,14 см. Используют для предохранения деталей от растяжения.
Сутаж — тонкая тесьма различных цветов для отделки.
Планка — деталь в виде полоски материала для обработки и декора застёжки.
Гульфик — деталь для обработки застёжки брюк или юбок.
Петля — навесная или прорезная деталь для застёгивания.
Шлёвка — деталь в виде отстроченной вертикальной полосы, предназначенная для продевания в неё другой детали.
Фурнитура — вспомогательные материалы для шитья, такие как кнопки, крючки, пуговицы, пряжки и прочее.
Липучка — застёжка, имеющая одну сторону с мини-крючками, а другую с ворсом.
Блочка — обычно металлическая втулка, которой упрочняют края отверстий.
Страз — искусственный драгоценный камень, используемый для декорирования.
Урок геометрии
Рассмотрим обработку еще двух декоративных элементов, выполненных также из ткани в полоску.
Для изготовления декора, представленного на илл. 17, нам потребуются:
1. Полоса из основной ткани, выкроенная под углом 45 градусов к направлению нитей основы. Длина зависит от размера декоративного элемента. Ширина детали в крое 3 см. В готовом виде ширина полосы составит 1,5 см. Не рекомендуется делать ее уже, так как она должна закрыть необработанные срезы других деталей.
2. Несколько квадратов, выкроенных из основной ткани. Их размеры и количество зависят от размера готового декоративного элемента. В данном случае выкроено 6 квадратов с длиной стороны 6,5 см (илл. 18).
Заутюжить припуски по 0,75 см по продольным срезам полосы. Ширина ее в готовом виде составит 1,5 см.
Заутюжить каждый квадрат пополам (илл. 19)
Важно соблюсти при этом одинаковое направление полос рисунка ткани на всех квадратах. Из получившегося прямоугольника нужно сделать треугольник, отгибая верхние углы к середине нижних срезов (илл
20). Приутюжить.
На основной детали наметить положение декоративного элемента. Начертить одну линию — это середина расположения декора.
Настрочить заготовленные треугольники на основную деталь, прикладывая их необработанными срезами к намеченной линии. Ширина шва настрачивания 0,5 см (илл. 21). Приутюжить.
Поверх срезов настроченных треугольников настрочить подготовленную полосу, прокладывая строчки в край по ее сгибам (илл. 22). Приутюжить.
Декор с использованием сетки
Применять сетку для изготовления отделочных элементов очень удобно – ее срезы не требуют дополнительной обработки. Она выглядит легко и воздушно.
На илл. 21 показан один из вариантов использования сетки. Достаточно выкроить полосу из нее, ширина и длина которой зависят от модели.
Наметить места крепления отделки с лицевой стороны основной детали. В данном случае их пять. Укладывая поэтапно полосу из сетки на основную деталь, настрачивать ее в намеченных местах крепления (илл. 22). Строчки перекрываются сверху сеткой. Приутюжить. Декор готов.
Другой несложный элемент отделки – на илл. 23. Для его изготовления нужно вырезать из сетки различные элементы. В данном случае это полосы. Размеры, конфигурация и количество элементов могут быть различны. Это может быть полная асимметрия.
Затем расположить выкроенные элементы на основной детали и настрочить на нее (илл. 24). Возможно применение точечного крепления, чтобы какая-то часть детали оставалась отлетной и воздушной. Приутюжить.
Отделка готова.
Сетка плюс атласная лента
Декоративный элемент из контрастной сетки и атласной ленты (илл. 25) может стать украшением вечернего наряда. Для его изготовления потребуется готовая атласная лента и выкроенные парные детали в виде треугольников из сетки. Размеры зависят от размера декора в готовом виде и от замысла автора.
Продекатировать атласную ленту, чтобы в дальнейшем не произошло усадки.
На основной детали наметить расположение декора двумя вертикальными линиями – это положение вертикально расположенной ленты, и несколькими горизонтальными – это линии, определяющие положение горизонтально расположенных лент (илл. 26). На горизонтальных линиях также нужно отметить начало и конец расположения треугольников из сетки, чтобы соблюсти симметрию
Важно, чтобы по нижним горизонтальным линиям детали сетки не заходили за вертикальные намеченные линии (эти точки обведены кружками на илл. 26)
Иначе вертикальная атласная лента при настрачивании перекроет собой отлетную часть деталей из сетки, а этого не должно быть.
Настрочить детали из сетки на основную деталь швом шириной 0,5 см, верхние срезы сетки не должны доходить 0,2 см до верхних намеченных горизонтальных линий, чтобы впоследствии они были полностью перекрыты лентой. Проверить симметрию расположения настроченных деталей.
Настрочить атласную ленту по верхнему краю швом шириной 0,1 см, прикладывая ее к каждой верхней горизонтальной намеченной линии. Настрочить ленты по нижним краям (илл. 27). Приутюжить.
После того, как все горизонтальные элементы декора настрочены на основную деталь, осталось настрочить вертикальную ленту, приутюжить, и декоративный элемент готов (илл. 26).
Технические виды с декоративными возможностями
Тесемка из бархата хорошо подходит для отделки и шнуровки. Во втором случае лучше использовать эластичную бархатную тесьму, она немного растягивается, позволяя получить нужный контур. Как правило, бархатной является только лицевая сторона, она также может быть декорирована люрексом или блестками.
Киперная тесьма изготавливается саржевым и диагональным плетением нитей. Она используется для укрепления швов, в том числе на трикотаже, окантовки, в пошиве одежды. Также задействуют для отделки швейных изделий из грубых тканей (часто украшают джинсы), изготовления шлевок и поясов.
Окантовочная тесьма шириной от 16 до 32 мм предназначена для окантовки краев шейных изделий – подолов, горловин, рукавов. Ее используют для обработки срезов одеял, пледов, покрывал. Подходит для укрепления швов.