Декоративная ткань: история поистине красивых тканей

В 1930-е годы абровые шелка стали ассоциироваться с узбекской национальной идентичностью, о чем свидетельствует многочисленная кино и фотохроника тех лет. Молодые девушки с открытыми лицами и в платьях из хан-атласа стали символом обновления общества.

Новый всплеск интереса к этим тканям происходит в 1970 – середине 80-х годов, в период так называемого «застоя», когда происходило возрождение национальных традиций «снизу», а не «сверху». В эти годы в обществе вновь был заметен интерес к традиционным ценностям, корням национальной культуры.

Древнее искусство ручного ткачества шелка возродилось в полной мере после 1991 года, когда Узбекистан обрел независимость. Изменение экономической политики, появление частного предпринимательства позволили ремесленникам снова наладить кустарное производство шелковых тканей.

Вместе с тем, практика показывает, насколько уязвимо это производство. Стоило грянуть пандемии, как самое крупное шелкоткацкое предприятие ферганской долины – маргиланский «Едгорлик» – попало в кризисную ситуацию и оказалось чуть ли не на грани закрытия.

В первые века ислама, когда религия стремилась завоевать сердца и умы людей, текстиль приобрел социальную функцию и стал одним из инструментов приобщения к новой вере.


Икат из музея Метрополитен в Нью-Йорке

В коллекции Метрополитен-музея имеется важный фрагмент иката с вышитой куфическим шрифтом надписью «al-mulk lillah» – «Dominion belongs to God». Такие надписи еще раз подчеркивают роль текстиля в выражении и распространении новых религиозных идеалов. Хлопковые ткани асб, потеснившие знаменитые самиты раннего средневековья с зороастрийской тематикой и образами, были выражением религиозного благочестия.

Утверждение власти Арабского халифата предопределило популярность икатов во всем исламском мире.

НО ВСЕ ЖЕ ШЁЛК

Вместе с тем, вы можете возразить, что знаменитые икаты Средней Азии XIX – начала XX — шелковые. Действительно, с распадом Халифата и приходом к власти местных династий шелк вновь появляется в текстильном производстве стран ислама — спрос на предметы роскоши оказался сильнее религиозных убеждений. Но ограничения в ношении чисто шелковых тканей сохранялись веками. Как упоминал российский ориенталист и дипломат Пётр Демизон, посетивший Бухару в 1834 г., чистый шелк «могли носить только женщины, так как считается, что, если во время молитвы мусульманин будет одет в одежды из чистого шелка, его молитва не дойдет до Аллаха».

В XIX веке появляется ноу хау — полушелковые икаты. Основа этой ткани — хлопок, уток — шелк. Такие ткани наверняка были своего рода компромиссом с совестью, когда человек носил шелк, несмотря на религиозные запреты, но при этом был чист перед Богом, поскольку ткань не была чисто шелковая.

Интересно также, что абровые ткани не были предназначены только для элиты, как шелковые самиты, к примеру, которые носила только знать. Первые были довольно демократичны. Благодаря архивным фотографиям конца XIX – начала ХХ веков, мы можем видеть, что икат носили все — представители разных этнических групп и сословий, бедные и богатые, горожане, сельчане и степняки…

Виды швейной фурнитуры

Швейная фурнитура — широкая категория товаров, которая помогает сделать одежду функциональной и красивой. Широкий ассортимент разнообразных деталей, позволяет каждому желающему найти для себя что-то подходящее.

Все изделия для шитья разделяются на:

  • Бельевые.
  • Крепёжные.
  • Раритетные.
  • Декоративные.
  • Швейные.

Молнии

Молнии используются в качестве застёжки и элемента декора. Бывают металлические и пластиковые. Первые подходят для верхней одежды и джинсы. А вторые для детской и спортивной одежды. Молния для брюк и юбок должна обладать ограничителем, который будет препятствовать расстегиванию.

Пуговицы

Пуговицы используются не только для одежды, но и постельного белья, мягкой мебели. Также может выступать в качестве декора.

Выбирая пуговицы нужно обращать внимание на:

  • Диаметр.
  • Количество отверстий.
  • Цвет.
  • Материал

Ремни

Как выбрать фурнитуру для ремней и лямок:

  • Пряжки могут быть из пластика или металла. Для сумок лучше подходят металлические, они способны выдерживать большие нагрузки.
  • Для купальников и плащей следует использовать пластиковые. Они не утяжеляют одежду.

Липучки разделяются на:

  • Пришивные.
  • Клеящиеся.
  • Горячего крепления.

Декор

Декоративная фурнитура это:

  • Бисер.
  • Пайетки.
  • Бусины.
  • Кружево.
  • Стразы.
  • Ленты.

Как выбрать фурнитуру декоративную — зависит от личных предпочтений. Но она должна соответствовать стилю одежды и быть качественной.

Нитки — относятся к швейной фурнитуре. От их правильного подбора зависит качество пошива. Выбор должен осуществляться с учётом: толщины, фактуры, цвета изделия.

Для натуральных тканей, рекомендуется использовать хлопковые нити. А для синтетических волокон подходят нитки из полиэстера и нейлона.

Виды новых тканей

Приведем в пример виды новых тканей, вошедших на текстильный рынок не так давно.

Первым хотелось бы отметить гобелен. Чаще всего его используют в производстве мебели. Сейчас это хлопок и полиэстер пополам. Прочный, износостойкий, красивый материал отлично подойдет для украшения любой квартиры, а богатство цвета и вида тканей привнесет в нее роскошь. Размеры тканей не ограничены, поэтому с их помощью можно задекорировать крупную мебель или изготовить широкое полотно шторы. Особо интересно то, что из гобелена изготовляют даже картины.

Абсолютно противоположным по красоте видом материала является брезент. Он содержит в своем составе хлопковые и льняные волокна. Он очень стоек к механическим воздействиям, поэтому часто используется в спецодежде.

Третьей формой является сочетание гипюра и кружев. Ажур очень тонок и соблазнителен, широко используется в производстве женских платьев и нижнего белья. Он облегчен, тонок и изыскан, что очень уместно в данных областях применения.

Эти разные виды тканей и их свойства важны в повседневной жизни – они украшают быт, помогают на производстве, а смешанные виды тканей позволяют получить множество вариаций и для других целей.

Обязательно прочтите нашу новую статью “Ткань для медицинских масок” – обязательно ответим на вопрос какая подойдет для пошива дома.

Натуральные ткани: из каких стран начинается их история?

2. Шелк. Страна производства – Китай. Шелк представляет собой очень мягкое натуральное полотно из тончайших нитей, продуцируемых тутовым шелкопрядом. Шелк по праву считается самым роскошным, изысканным материалом на все времена. Существует несколько легенд о том, как китайцы придумали эту замечательную, благородную ткань, обладающую высокой эстетичностью. Одна из самых популярных гласит, что китайская императрица случайно уронила в кипяток кокон шелкопряда и увидела, что произошло чудо – он стал разворачиваться в виде тончайших, прекрасных нитей. С тех пор и началась эпоха знаменитого на весь мир китайского шелководства. Такой шелк обладал уникальными качествами – он был не только красивый, но и очень прочный. Долгое время секрет изготовления китайского шелка не могли «разгадать» страны-конкуренты. Ходили легенды, что знаменитая шелковая ткань из Китая исключительно растительного происхождения и что её «продуцируют» гигантские жуки или что она «растет» в чистом виде на китайских плантациях. На сегодняшний день Китай остается мировым лидером по производству высококачественного шелка. Крупными странами-производителями шелкового полотна являются Таиланд, Вьетнам, Бразилия, Иран. Узбекистан.

3. Шерсть. Государство первого производства – древний Вавилон. Шерсть представляет собой собранный и обработанный волосяной покров животных (коз, овец, верблюдов). В древнем Вавилоне практически в каждом домашнем хозяйстве был налажен процесс изготовления шерсти. Это было жизненно необходимым, так как полотно добывалось ручным трудом и шло на продажу. Носить шерстяные вещи могли себе позволить только очень обеспеченные люди или представители знатного рода. Чаще всего шерстяное полотно окрашивали в «королевские», пурпурные цвета с помощью специального красителя из моллюсков. В дальнейшем шерсть стали изготавливать и в Древней Греции, Индии, Древней Руси. С глубокой древности это натуральное полотно было очень популярно, потому что эффективно защищало от холода и ветра. В эпоху Средневековья шерстяное полотно использовалось для украшения интерьеров. Из шерсти шили шторы и портьеры, формируя дверные проемы. В Древней Руси шерстяные ткани брали для пошива женской и мужской одежды.

4. Лен. Страна первого производства – Египет. Лен – экологически натуральная ткань растительного происхождения очень прочная, но при этом комфортная для носки. Лен является универсальным материалом, потому что из его основы можно создать различные варианты – ажурные тончайшие кружева, костюмное полотно, износостойкую мешковину и даже очень прочные канаты или веревки. История производства Льна насчитывает примерно пять тысяч лет. В древности лен из-за его высокой прочности использовался для изготовления веревок для охоты, сетей для ловли рыбы. В дальнейшем из льняного полотна начали изготавливать одежду и домашний текстиль. На Ближнем Востоке и в Древнем Египте льняные изделия являлись показателем богатство и могущественности человека. Египетские жрецы носили исключительно льняную одежду с характерным блеском. И в древних, и во многих современных религиях льняные ткани символизируют духовную чистоту. Именно поэтому священнослужители отдают предпочтение натуральной льняной одежде, без примесей. В настоящее время самые высококачественные льняные полотна изготавливают в Бельгии, Италии, Ирландии. Страны, лидирующие по мировому объему производства льна – Канада и США.

Материал

Самый распространенный материал для тканей в античности – безусловно шерсть. Практически все находки имеют именно шерсть в своей основе плетения, причем чаще всего использовалась овечья шерсть. Это был наиболее практичный и дешевый материал – он хорошо согревал, был износостойким и наилучшим образом защищал от неблагоприятных погодных условий.

На втором месте по использованию в одежде идет лен. Следует отметить, что на сегодняшний день он считается более дорогим в производстве материалом, чем шерсть. Он был менее износостойким, зато из него можно было получать более прохладный и тонкий материал, что особенно было полезно в жарком климате. Кроме того, тонкость материала часто давала дополнительные возможности для драпировки тканей, что особенно ценилось у греков и римлян. Лен в античности был наиболее распространен среди эллинских народов.

Наиболее редким видом ткани был шелк и в одежде использовался крайне редко, так как был привозным материалом, покупаемым Римом по буквально баснословным суммам. На деньги, необходимые для приобретения шелкового платья можно было купить себе неплохую виллу с рабами в то время, и это считалось большим расточительством. Лишь верхушка знати могла позволить себе такую роскошь, и то в редких случаях.

Ткани из Египта

В античном мире тканей особое место занимал Египет. Этот древний регион сохранял лидирующие позиции как в искусстве, так и в легком текстильном производстве долгое время – и во времена фараонов, и как часть Греческого государства, и как часть Римского. Такое сочетание позволило стать оплотом самых дорогих тканей, с охотой идущих на экспорт. Также одной из немаловажных причин развитой легкой промышленности были продвинутые технологии изготовления ткацких станков.

Египетские ткани отличались своей толщиной. Местные умельцы изготавливали наиболее тонкую ткань в античном мире, причем была она наивысшего качества. Часто находили и льняные, и шерстяные отрезки, богато украшенные различными узорами и сюжетами. Подобное качество касается и изделий из шерсти и льна – к примеру шерстяных носков, многие из которых по меркам того времени представляли сложную работу. Также отличительной чертой египетского текстиля может считаться сочетание тканей из различных материалов, чаще всего – из шерсти и льна.

Нам многое известно о промышленности Египта благодаря его активным торговым связям с соседними государствами (а затем с соседними регионами внутри Римской Империи), традиции захоронения в погребениях (в гробницах было найдено много полезных экспонатов) и главное – климату, благодаря которому наряду с Иудеей сохранилось множество тканевых и кожаных изделий.

Фрагменты сегментных украшений римской одежды из Египта. Шерсть и лен. Размер полос – 40*3.9 см. Размер прямоугольного фрагмента – 8*24 см. The Walters Art Museum, инв. № 83.485. 5-6 век н.э.

Фрагмент египетской ткани. Шерсть и лен. Размеры 8.5*7 см. Арт музей Метрополитан. Инв. № 90.5.183. 5-ый век н.э.

Фрагмент египетской ткани. Лен и шерсть. Арт музей Метрополитан. Инв. № 89.18.214. 3-4-ый век н.э.

Декоративные текстильные цветы для интерьера

Конечно, искусственные цветы не могут заменить живые, но увы, – живые цветы так недолговечны, и к тому же дороги. Поэтому простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест или создать яркое декоративное пятно в комнате. Зимой вас несомненно порадует букет из искусно выполненных соцветий цветущего льна, васильков, маков, ромашек.

В основе подобных букетов должно лежать стремление к подлинности, а цветы – быть максимально похожими на живые. И в этом и заключается искусство. «Как безвкусно сделаны эти цветы! Они совсем не похожи на фиалки!» – произносит Анна Каренина. Чаще смотрите на цветы в природе, стараясь подмечать все характерные особенности каждого отдельного вида. Постарайтесь уловить, чем форма лепестка тюльпана отличается от лепестка, например, мака, – ведь оба лепестка очень простые.

Китайские народные декоративные ткани

Китайские ткани обладают существенными художественными заслугами, главным образом это касается шелка и золоченой канители, которые датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Фрагменты украшенного текстиля, начиная с пятого по третий век до н. э., были обнаружены в раскопках в Чан-Ша; богато окрашенные ткани периода Хань (206 до н. э.) также сохранились. Ткань Кэсы или «резаный шелк», изготовленный в 16 и в 17 веке в Китае, а также различные виды бархата, шелка и уток стали широко популярными.

Китайские текстильные изделия были украшены геометрическими узорами, стилизованными мотивами растений и животных, символами (такими как круги, драконы и облака) и идеограммами. Японский текстиль был похож на китайский в плане материалов, производства и орнамента.

Плетение

Наиболее распространенным плетением в античности было полотняное, состоящие из волокон ткани, переплетенных крест на крест. Но были известны и другие плетения – к примеру “саржа” и “елочка”, которые были больше распространены на северных провинциях Рима и варварских народов (к примеру у кельтов и германцев)

Примеры плетений кельтский тканей

Одним из наиболее ценных археологических кладов к найденным римским тканям можно считать массовые находки в Пещерах Писем (Иудея). Пещера писем (Cave of Letters, מערת האיגרות, Me’arat Ha’Igrot) — пещера в Нахаль-Хивере в Иудейской пустыне, где были найдены древние тексты, некоторые из которых связаны с периодом Восстания Бар-Кохбы и оцениваются как конец 1-го века и начало 2-го века нашей эры.

Вся найденная там ткань имеет полотняное плетение шерстяных волокон с различной плотностью и качеством. Основные цветовые гаммы – бесцветные, желтые, кремовые, белые, красные, синие и фиолетовые оттенки. Многие имеют вплетенные узоры другого цвета (клавии и уголки, а также клеймы мастеров). Большинство распознанных находок являлись туниками и плащами. Следует отметить, что все образцы имели не пришитые или вышитые узоры, а именно вытканные. Ниже представлены образцы из раскопок №2.41-35. Кромка усилена 3 (4 4 4) 5(8 4 4 4 2 2). Нити основы толщиной 8-10/1, плотность 11/см. Узоры имеют при этом более плотную структуру – вплоть до 20/см. Обработка края перпендикулярного нитям основы – веревка параллельная обрезу.

Фрагмент Шерстяной Ткани. Пещера Писем. Номер раскопок 2.41-35. 1-2 век н.э.

Фрагмент Шерстяной Ткани. Пещера Писем. Номер раскопок 2.41-35. 1-2 век н.э.

Фрагмент Шерстяной Ткани. Пещера Писем. Номер раскопок 2.41-35. 1-2 век н.э.

Русские народные декоративные ткани

Текстильные изделия, отличающиеся своими художественными достоинствами, создавались народами, населяющими бывшую территорию СССР. Народы Средней Азии и Закавказья имеют древние традиции художественного плетения шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей и ковров.

Декоративное ткачество было известно еще в Древней Руси. Его практика встречается как в литературе, так и в сохранившихся фрагментах шерстяных тканей северных славян 10-го и 11-го веков. Печатные ткани и различные декоративные ткани использовались для покрывал, полотенец, скатертей, платков и одежды русскими, украинцами, белорусами, балтийцами.

История русского шелкоткачества началась в 16 и 17 веках и достигла своего пика в 18 веке. Дамаски, брокады и гризеты производились как с большими, так и с небольшими узорами реалистично изображенных букетов роз и других цветов.

В 20 веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием технологий, используемых для нанесения узоров на ткани, художественное качество отечественных тканей улучшается. Арт-специалисты были привлечены для создания текстильных узоров, а в 1920-х годах были предприняты различные попытки, для того чтобы создать стандарт, который использовал несколько цветов и ограниченные узоры. В 1930-х годах интерес к классическому и народному наследию страны стимулировал возобновление усилий по созданию декоративных тканей в плане узора и цвета. Чаще использовались цветочные мотивы, иногда с советскими эмблемами. К середине 1930-х годов на крупных текстильных предприятиях страны были созданы художественные мастерские.

С середины 1950-х годов такие мастера советских декоративных тканей, как Н.М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, интенсивно работают над разработкой новых тканей и новых видов орнаментов, которые более разнообразны по ритмической структуре. Так, началась эпоха открытия всему новому, которая и продолжается до сегодняшних дней.

Феномен икатов/абровых тканей, в частности, в том, что в истории мировой цивилизации они были не просто текстилем. Если мы обратимся к прошлому, то увидим, что в разные исторические периоды этим тканям выпадала удивительная судьба.

Они были носителем определенных месседжей, средством регулирования социальных, экономических и политических отношений.

ДО ИКАТОВ

Хочу напомнить, что до того времени, как средневековый мир увлекся икатами, была другая ткань, не менее знаменитая — шелковый самит, стратегический товар раннего средневековья, символ роскоши и успеха, одинаково любимый на Западе и на Востоке. Самиты — саржевые ткани с набивным рисунком — производились в Китае, Центральной Азии, Византии, Иране… Торговля самитами и дала название знаменитой торговой трассе — Великому шелковому пути. Исключительная ценность этих тканей сделала их самой ценной международной валютой, не только культурным, но политическим символом эпохи.


Согдийское изделие из ткани самит. Фото pinterest.ru

Краткая отсылка к шелковым самитам нужна для того, чтобы напомнить: с возникновением ислама производство шелковых самитов на территориях, попавших в круг распространения новой идеологии, вскоре затухает, им на смену приходит икат — ткань резервного крашения.

С чем мы можем связать такую радикальную смену приоритетов? На ум приходит только один фактор — религиозный.

ИСЛАМ ВСЕ ИЗМЕНИЛ

Икаты, производившиеся в арабском мире — они были известны как асб, — стали носителями новых идей, средством распространения новой эстетики и новой веры – ислама

Здесь мы должны обратить внимание на три фактора

Арабы предложили миру исключительно хлопковый икат (хотя самые ранние известные образцы, предположительно, из Восточного Туркестана, VI-VII вв., обнаруженные в Наре и ныне хранящиеся в Национальном музее в Токио, были шелковыми).


Икат, Йемен, конец 9 – начало 10 вв. Хлопок, резервное крашение, чернила. Метрополитен музей. Фото автора

Выбор материала связан с тем, что арабы были последователями эгалитаризма. Привыкшие к простоте и функциональности во всех сферах жизни, они выступали за социальное равноправие, порицали роскошь, производство и ношение шелковой одежды, использование посуды из драгоценных металлов. Известно, что сам Пророк запрещал мужчинам носить золотые кольца и браслеты, а также дорогой шелк. Согласно Корану, шелк был дозволен только в качестве награды в горнем мире. Именно поэтому арабские икаты изготавливались исключительно из хлопка.

Второй фактор — декор арабских икатов. Это исключительно абстрактные узоры. Для мусульманского мира абстрактный декор был осознанным выбором, отражением эстетических приоритетов ислама, вдохновленных неизобразимым Богом.

Наконец, третий фактор — надписи. Арабы первыми стали производить икаты с нанесенными на них надписями — тиразы. Каллиграфические строки вышивались, либо наносились на ткань чернилами. Как известно, каллиграфия обладала сакральным значением в культуре ислама. Как результат, эпиграфический декор подчеркивал высочайший статус тканей этого вида. Не случайно их изготавливали в специализированных мастерских под королевским контролем.

Арабская эпиграфика на тканях, коврах, посуде и стенах зданий знаменовала период, когда ислам завоевал новые территории, представляя коранические постулаты коренным народам и покоряя их мудрыми моральными наставлениями и благожелательными высказываниями. Даже если надпись нельзя было прочесть, она воспринималась как отсылка к Корану, самому священному объекту для мусульман. Благодаря надписям мы можем рассматривать арабские ткани асб как важные религиозные символы, несущие новые религиозные правила и нормы.

Описание основных свойств тканей

Все, что называется натуральным, создано природой. Человек издавна стремится слиться с ней и использовать по максимум ее ресурсы. Это же касается и получения материи для создания одежды, мебели и других предметов обихода. Качество тканей натуральной группы зависит от их подвидов: хлопковые, шерстяные, льняные или шелковые.

Хлопковая материя производится на основе растительных волокон. Добывают сырье для натурального материала из семян хлопчатника. Готовый хлопок отличается по длине волокон – от коротких до длинных. Именно это разнообразие и определяет множество видов тканей, которое производится на основе хлопка. Их можно разделить по сезонам:

  • летний вариант – это вуаль, батист, рогожка. Они отличаются легкостью, тонкостью и мягкостью.
  • демисезонный вариант– поплин, шотландка, вельвет. Главные их свойства – долговечность и износостойкость.
  • зимний вариант – фланель, байка, бумазея. Такой хлопковый материал имеет небольшой мягкий начес, который увеличивает свойство хлопка сохранять тепло.

Современные ткани, сделанные из шерсти, красивы и разнообразны. К ним относятся войлок, драп, фетр, мохер. Для их производства используют шерсть разных животных, поэтому эта материя известна людям еще с древних времен, когда охота была самой распространенной деятельностью. Изделия не мнется, хорошо сохраняет тепло, трудно загрязняется.

Льняной материал используют как в быту, так и на крупном производстве. Из технического изготавливают чехлы, мешки, упаковку, а из бытового постельное белье, одежду и кухонный текстиль. Видов материй из льна не так много, к ним относятся мешковина, бортовка и лен. Они считается особой прочностью, но имеют неприятное свойство сильно сминаться.

Перечисляя разные виды тканей, какие они бывают, нельзя не отметить и шелковый материал. Это известный всем атлас, шифон, шелк, а также дюпон, бархат, муар. Они имеют очень привлекательную внешность –блестят на солнце, мягкие и приятные к коже. Но их получение — это дорогостоящий и трудоемкий процесс, ведь сырьем служит коконы тутового шелкопряда. Поэтому обладателей натурального шелка можно отнести к людям хорошего достатка и вкуса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий