Мехенди — культурное наследие Индии
Роспись тела узорами их хны называется техникой «мехенди». Но очень часто данную технику используют для окрашивания тканей. Единственное ограничение – окрашенный текстиль не должен иметь контакт с влагой, так как хна неустойчивый растительный пигмент.
Поэтому, данная технология отлично подходит для создания индийских панно, украшений для жилища, элементов празднований и церемоний.
Исторически сложилось, что техника «мехенди» может быть исполнена в четырех стилях:
- арабский (отсутствует четкая схема нанесения, преобладают преимущественно растительные орнаменты);
- африканский (используют этно-узоры. Наиболее популярные элементы афро-узоров – это геометрические фигуры;
- индийский стиль – один из самых сложных. Занимает всегда большую территорию и предполагает сложный рисунок, в основе которого чаще изображен слон или индийские символы плодородия;
- европейский. Инновационные подходы к формированию рисунка объединяют разнообразные восточные элементы в одно целое.
Наиболее популярным считается цветочный принт (не имеет ограничений по нанесению и специально разработанных схем). Это может быть элемент восточной живописи или узор, напоминающий арабскую вышивку.
Секреты техники «мехенди»:
- успешная роспись «мехенди» напрямую зависит от правильно приготовленной смеси для нанесения рисунка;
- основной компонент красящего раствора – хна (доступное средство). Альтернативой хне может стать басма или раствор йода.
В большинстве случаев, «мехенди» используют как средство украшения тела, но нет пределу совершенства, когда натуральные ткани принимают на себя элементы узоров из техники.
«]
2021 textiletrend.ru
Краски для батика
Краски для батика можно приобрести в наборе, куда входит палитра различных оттенков. Новичкам лучше покупать красители по отдельности. Для того чтобы попробовать свои силы достаточно закупить всего несколько цветовых оттенков. Можно взять разные типы красок, чтобы понять, с какой удобнее работать лично вам.
По своему составу наиболее часто применяемые краски можно разделить на две группы – акриловые и анилиновые. Красители должны иметь соответствующую пометку:
- «Для батика»;
- «Шёлк»;
- «SILK».
Тем, кто только приступает к росписи по ткани, лучше выбирать красители от отечественных фирм, чья продукция стоит недорого. Импортные краски дороже, но зато они обладают более разнообразной палитрой. Такие красители дольше держатся на ткани и не утяжеляют ее. При создании батиков могут применяться еще пластизольные краски, после их нанесения на ткани появляется светящийся рисунок.
Акриловые краски
Акриловые краски проще в использовании, их легко закрепить на ткани при помощи утюга. Выпускают их в баллончиках, баночках, тюбиках. Акрил относится к полимерным материалам и быстро засыхает на воздухе, поэтому кисти и палитру надо отмывать сразу после использования, позже сделать это будет значительно труднее.
Краски на этой основе нестойкие, они постепенно смываются с одежды в процессе стирки. Цветовой акриловый пигмент выпускается также в виде порошка. Перед нанесением кристаллы тщательно растирают, чтобы окрашивание получилось равномерным. Краски из акрила лучше использовать для картин, которые в дальнейшем будут украшать интерьер.
Анилиновые краски
Анилиновые красители закрепляются только с помощью пара, поэтому больше подходят для опытных мастеров. Закреплять рисунки над паром довольно сложно. На этапе отпаривания неопытная мастерица может легко испортить работу. При этом краски на основе анилина имеют свои преимущества.
Они более стойкие, лучше прокрашивают материал. С изнанки рисунок получается столь же ярким, как на лицевой стороне. Краситель не утяжеляет ткань в отличие от акрила. Тем, кто собирается создавать батики на регулярной основе, желательно запастись автоклавом, в котором пар имеет высокую температуру и находится под давлением.
Некоторые импортные красители продаются в комплекте с фиксатором. В этом случае процесс закрепления рисунка упрощается. Готовое изделие просто прополаскивают в фиксирующем растворе
Если используется анилин в виде порошка, работать с ним необходимо с осторожностью, так как это вещество ядовито и вдыхание его частичек может нанести вред здоровью
Свободная роспись по грунту
Существуют специальные грунты фирм Marabu, Javana, Decola. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.
В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.
Роспись ткани по грунту
Возможен в применении раствор клея для обоев КМЦ и траганата. Совместимость подобных грунтов с красками «под утюг» нужно предварительно проверять.
Работая с солевым грунтом, его наносят на ткань с обеих сторон. Этим же раствором разбавляют краски и промывают кисти. Расписывать фон лучше сразу, пока грунт не высох. После наносят цветовые пятна второго плана. Роспись контрастных элементов, находящихся на первом плане, выполняется почти сухой кистью.
Свойства и особенности акриловых красителей
Акрил для рисования – это один из видов красок для ткани, полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:
- нижнее белье – есть риск аллергии,
- постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет,
- изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка,
- вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.
Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:
- в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции,
- по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить),
- после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность,
- со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.
Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).
Инструменты и материалы
Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.
Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
Палитра. Нужна для смешивания красок.
Пипетки. Нужны для набора краски.
Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
Кисти для росписи ткани.
Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.
Очищенная вода. Нужна для разведения некоторых видов красок.
Специальные карандаш или ручка. Для нанесения рисунка на ткань.
Воск. Нужен, если вам близка техника горячего батика. Можно купить готовый, а можно сделать самостоятельно.
Емкость для окрашивания полотна.
Нитки.
Узелковый батик
Это самый простой вид росписи. Техника заключается в создании узлов и сборок на ткани с последующей пропиткой красками.
Всё, что нужно работы – это ткань для росписи, анилиновые краски, камни и нити. Этапы работы.
После высушивания изделия можно приступить к узелковой технике:
Неокрашенный материал покрываем произвольными или продуманными заранее узелками с помощью камней и ниток.
Окрашиваем ткань методом погружения или поливания изделия краской. Места, перевязанные узелками, не окрашиваются полностью, что создает непредсказуемые узоры на ткани.
Либо окрашиваем материал кистью
Для этого важно погрузить изделие в глубокую ёмкость. Возможно использование нескольких цветов
При использовании более 1 цвета важно учитывать, что при смешении красок получится новый оттенок.
Прокрашенную ткань промываем сперва в холодной, а затем в тёплой воде.
Стираем, высушиваем и гладим изделие утюгом для закрепления красителя.
При наличии желания дополнить уже готовую композицию — можно повторить процесс вновь и создать дополнительные оттенки и узоры на изделии. Результат узелковой росписи всегда будет непредсказуем, но так ведь даже интереснее, правда?
Техники батика можно смешивать, готовые изделия можно декорировать и дополнять. Батик – это порыв фантазии без ограничений. Создавайте уникальные изделия с удовольствием!
Самодельные батиковые изделия
Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.
Материалы и инструменты
Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.
Для работы понадобится:
- Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
- Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
- Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
- Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.
Изготовление шаг за шагом
Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.
Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.
После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.
Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.
Есть несколько способов ее закрепления:
- Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
- Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
- Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.
Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.
Преимущества акриловых красок
Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:
- широкий ассортимент и доступность в продаже;
- безопасное и простое использование;
- возможность добавления воды в качестве разбавителя;
- водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
- акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.
К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:
- ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
- обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.
Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.
Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих
Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:
- отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
- краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
- прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
- синтетические кисти №2, 6, 9
- широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
- подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
- банка с водой
- палитра или обычная пластиковая тарелочка
- эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор)
Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:
1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.
2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.
3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.
4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.
5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области
6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет
Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут
6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.
7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.
8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.
9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.
10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.
11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.
12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.
13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.
14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!
15)Расписываем стебли цветов.
16)Расписываем вторым слоем лепестки.
17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.
18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.
19)Вот такие цветы получились.
20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.
21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.
Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.
Виды батика
- Одним из самых трудных видов расписывания ткани является горячий батик. Несмотря на сложность техники, результат поражает своей красотой. Такой вид батика требует работы с расплавленным воском или парафином. Нужно успеть нанести на ткань воск до того, как он затвердеет. Необходимо использовать специальную кисть для нанесения контура при работе с расплавленным воском. Кисть имеет специальное название – «чантинг». Краска не должна попасть на восковые места. По окончании работ воск с ткани удаляют горячим утюгом.
- Благодаря развитию химической отрасли позднее появился другой вид батика – холодный батик. При такой технике воск заменяется специальными контурами и резервами для батика, которые продаются в любом специализированном магазине. Причем можно найти контуры и резервы разных оттенков, существует даже смывающийся резерв. Для холодного батика используют стеклянные трубочки.
- Начинающим художникам можно посоветовать начать работать с техники под названием «узелковый батик». Нитью, хаотично или с соблюдением контура рисунка, завязываются узлы. Если вы планируете использовать дополнительный материал — пуговицы, шарики и др, то необходимо учитывать одно условие: этот предмет должен выдержать воздействие высокой температуры. Ткань с красящим раствором помещают в воду кипятиться.
- Техника свободной росписи предполагает использование специальных масляных красок или анилиновых красителей. Такая техника привлекает художников свободой действий, так как заранее не создается контур рисунка, нет готового шаблона. При этом можно экспериментировать, добавляя дополнительный резерв или вещества, содержащие спирт, для того чтобы увлажнить ткань.
- Подвид свободной росписи — роспись по-сырому. Сухим, порошковым красителем посыпают влажную ткань. Чем меньше и тоньше слой красителя, тем более плавными и изящными будут цветовые переходы. На увлажненной ткани с помощью кисти можно самостоятельно сформировать рисунок. Его необходимо выполнить до того момента, пока ткань не начнет подсыхать. А это происходит довольно быстро.
- Заключительная техника батика – «шибори». Некоторые считают, что это разновидность узелкового батика. Отличия заключаются в том, что ткань необычно складывают по японской методике, перекликающейся с техникой оригами.
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.