Особенности вышивания икон и образов с каменьями

Безпоповские храмы

Внешний образ храма

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм точно не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное почитание.

Предлагаем ознакомиться Каких демонов называют суккубами и инкубами

Крест на новообрядческом храмеКрест на старообрядческом храме

Виды стежков

Несмотря на то, что на готовом изделии все крестики кажутся абсолютно одинаковыми, существует несколько их разновидностей:

полный классический крест, занимающий ровно одну клетку и состоящий из двух перекрещивающихся между собой стежков

Классический крестик

дробный или неполный нитью закрывается не весь крест, а его часть, к этому виду относится полукрест (1/2) – клетка заполняется только одним наклонным стежком; четверть (1/4) – половина наклонного стежка; три четверти (3/4) с заполнением клетки одним наклонным стежком плюс примыкающей к нему половинкой второго стежка; причем направления полных или неполных наклонных стежков и их цвета обязательно указываются на схеме;

Дробные стежки

косой гобеленовый (петит поинт) ряд неполных наклонных стежков, идущих справа налево, похож на полукрест, но нить с изнанки не перпендикулярна стежкам, а проходит по диагонали

Выполнение гобеленового шва

сложный (двойной) крест часто называемый болгарским, по сути, он состоит из двух крестов, второй располагается под углом 45° относительно первого

Болгарский крест

французский узелок используется для вышивки центра цветов, создания шерсти или кудрявых волос; нить дважды оборачивает иглу против часовой стрелки; витки сдвигают к кончику иглы; затем ее необходимо протянуть через узелок

Выполнение французского узелка

стебельчатый стежок используют для тонкого орнамента или стеблей цветов; состоит из сильно наклоненных косых стежков, примыкающих друг к другу

Порядок выполнения стебельчатого шва

стежки «вперед иголку» и «назад иголку» относятся к отделочным, первый вид стежков состоят из ряда стежков и пропусков; в шве «назад иголку» (бэкститче) пропуски закрываются с помощью возврата иглы, внешне он схож с машинным швом

Шов «вперед иголку»

Отделочный шов «назад в иголку»

Чтобы вышивка смотрелась объемной, крестики всегда выполняются в 2 или 4 нити.

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Техника безопасности при работе

Во время работы с машинкой для вышивания на одежде важно строго соблюдать правила безопасности:

Размеры рабочей зоны не должны быть меньше, чем 1×2 метра

Также важно освободить место от лишних вещей.
Выключить электроприбор из розетки после работы. Следить за состоянием вилки, шнура

При наличии неисправностей сразу обращаться к специалистам.
Швейные иглы могут ломаться при работе, поэтому рекомендуется соблюдать умеренный скоростной режим, проверять качество используемой нити.
При работе машинки аккуратно обращаться с областью ткани вблизи иголки, чтобы она не зацепила пальцы.
Не отвлекаться при создании вышивки.

Работа над иконой»Святая Елена»

Изготовление иконы своими руками предполагает, что вышивать можно вертикальными и горизонтальными рядами. Начинать можно как с нижней, так и с верхней части. Икона «Святая Елена» считается наиболее простой по исполнению.

По мнению опытных мастериц, для изготовления иконы «Святая Елена»наиболее правильно начинать вышивать с верхнего правого угла и продвигаться горизонтальными рядами. Нить крепится на изнанке, затем выводится на «лицо» работы в правый нижний угол.

Как правильно вышивать лик иконы «Святая Елена», расскажет мастер-класс. Следуйте ему, и у вас непременно все получится.

Процесс работы

Процесс вышивания иконы «Святая Елена»выглядит следующим образом:

бисеринка (цвет соответствующий) нанизывается на иголку;

иголка вставляется в верхний левый угол клетки канвы;
нитка аккуратно подтягивается и бисеринка пришивается (при работе с бисером важно помнить о том, чтобы работу не «повело». Для этого первая и последняя бисеринки пришиваются дважды);
нанизывается вторая бисеринка, и таким образом прорабатывается весь ряд

Внимательно следите за порядком и следованием схеме. Цвет должен подбираться в соответствии со схемой;

далее процесс вышивания иконы «Святая Елена»предполагает следование в обратном направлении, слева направо. Для этого иголка выводится из верхнего левого угла клетки канвы, и, после нанизывания бисеринки, вводится в нижний правый край клетки;

огромное значение имеет местонахождение нити. Работая над фрагментами, вы должны помнить о том, что перетяжка нити на изнанке может испортить рисунок;
немаловажное значение имеет вышивание частями. Сначала следует закончить одну сторону, затем переходить к другой.

Важно помнить

Если один ряд оказался длиннее или короче предыдущего, можно дважды пришить последнюю бисеринку, а затем вернуться на изнаночную сторону и небольшими стежками дойти до необходимого участка. Если же цвет пришитой бисеринки случайно оказался неподходящим, то можно воспользоваться круглогубцами или плоскогубцами. Аккуратно «раскусив» ошибочный элемент, пришейте ту бисеринку, цвет которой подходит рисунку.

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Вышивка рядами или по цветам

В одной вышивке можно работать сразу с несколькими цветами: для этого понадобится больше одной иглы.

  1. Первый вариант: когда заканчивается один ряд одного цвета, в ход идет игла другого. Такой способ вышивания применяется нечасто, однако он значительно ускоряет работу.
  2. Другой вариант – заполнение канвы сначала одним цветом, затем приступать к другому. Это занимает дольше времени, поскольку приходится каждый раз передвигать пяльцы.
  3. Третий вариант совмещает оба: выбрать небольшой участок, закрепить его пяльцами. Вышить на нем сначала один цвет, затем, не меняя положения, доработать участок другим цветом.

Общая информация

Основное отличие церковной вышивки от светской состоит в том, что занятый работой человек получает не только эстетическое удовольствие, но и стремится полнее раскрыть внутренний смысл образа.

Общепринятым способом вышивания издавна считается лицевое шитье, приближенное по художественной выразительности к мастерству иконописца. Работа над иконой — титанический труд, в первую очередь духовный. Поэтому этот метод вышивания требует не только совета священника, но и его благословения.

Сегодня вышивать бисером иконы принято в трех вариантах:

1. Первый предполагает накладывание бумажной иконы на ткань и обшивание только оклада и облачения.

2. Работая по второму варианту, мастерица вышивает бисером облачение, а лик — методом лицевого шитья.

3. Третий способ: вышивать нужно крестиком, по счетной схеме

Важно помнить, что в таком случае работа не будет считаться каноничной

Подготовительный этап

Перед тем как вы приступите к столь сложному и серьезному процессу, как вышивание бисером иконы, обязательно должна прочитаться молитва. Это может быть как молитва «Перед началом всякого дела», так и обращение к Богородице.

Огромное значение играет яркий свет, поскольку вышивка бисером предполагает как остроту зрения, так и максимальную точность.

Подготовка рабочего места

Правильно будет вышивать за столом

Помните о том, что немаловажно создать себе комфортные условия для работы:. 1

Покройте рабочую поверхность тканью белого цвета. Если бисеринка упадет с иглы, то обнаружить ее не составит труда

1. Покройте рабочую поверхность тканью белого цвета. Если бисеринка упадет с иглы, то обнаружить ее не составит труда.

2. Поместите бисер в менажицу (каждый цвет в «своей» ячейке), для удобства наклейте на ней номера, соответствующие схеме.

3. С правой стороны от себя положите схему, по которой будете работать.

4. При помощи нитки разметьте материал на квадраты 10 на 10 клеток.

Как выбрать вышивальную машину

Типы машин для вышивки:

  • одноголовая;
  • двухголовая;
  • четырехголовая;
  • шестиголовая;
  • восьмиголовочная.


Двухголовое устройство Производят различные оборудования во многих странах. Самыми недорогими считаются китайские машинки. Однако они уступают по качеству шитья, деталей, уровню шума, долговечностью другим маркам.

При покупке устройства необходимо обратить внимание на пяльцы, их размеры. Станок высшего класса стоит дорого, в отличие от китайских моделей. Дополнительная информация! Размера рисунка напрямую зависит от пяльцев

Рекомендуется выбирать пяльцы 36×30, так как, например, размер 10×10 поможет вышить только логотип, маленький рисунок

Дополнительная информация! Размера рисунка напрямую зависит от пяльцев. Рекомендуется выбирать пяльцы 36×30, так как, например, размер 10×10 поможет вышить только логотип, маленький рисунок.


Машинка для вышивания

Создать вышивку на швейной машинке для начинающей мастерицы помогут рекомендации, представленные выше. Также некоторые модели предполагают возможность украшения схемы бисером. При помощи шаблонов и аппарата можно перенести рисунок на футболку, кофту.

Простые орнаменты

Простые орнаменты – это те, в которых используются простые болгарские и обычные крестики.

Чаще всего у них и палитра цвета небогата – 2-3, реже – 4-5 цветов. Схему вышивки легко рассчитать по клеточкам, к тому же основной рисунок орнамента имеет свойство повторяться.


Чтобы «набить руку» в исполнении красивого креста, для начинающих нет лучшей пошаговой схемы, чем исполнение орнаментов.

В магазинах часто продаются схемы орнаментов и рисунков – тонкая бумага, на которой цветными или чёрно-белыми штрихами нанесён желаемый рисунок. Схему легко подколоть к материалу и создавать по пропечатанным крестикам.

Для переноса схемы орнамента воспользуйтесь полотном с рисунком, когда схема уже пропечатана, и остаётся только вшить нужный крестик нужного цвета. Такой процесс будет называться «техникой печатного креста».


Если однообразие орнаментов вам не по душе, можно подобрать тематическую картинку, состоящую из 3-6 цветов.

Ныне несложно найти желаемый вариант – в интернете и в швейных магазинах множество не только аксессуаров для вышивания, но и готовых наборов. В набор входит кайма, подходящие иголки, мулине заданных цветов, схема и подробная инструкция по работе с вышивкой.

Не стоит сразу хвататься за огромную картину со множеством цветовых оттенков, хотя её схема и может показаться простой и не трудоёмкой. Разочаровавшись в первом опыте, вы можете навсегда лишить себя удовольствия вышивкой.

Узелковая вышивка в ковровой технике – мастер-класс

Сейчас в продаже имеются целые наборы для вышивания в ковровой технике. Такой набор подойдет для начинающих, а также будет просто отличным подарком для тех, кто увлекается рукоделием. Наборы по ковровой технике позволяют изготовить оригинальный коврик, гобелен или подушку своими руками. Как правило, в наборы уже входит:

  • ткань-основа,
  • нарезанные отрезки пряжи необходимой длины, рассортированные по цветам;
  • специальный крючок (но не всегда);
  • рисунок-схема.

Остается только как можно быстрее приступить к вышиванию.

Но, у таких наборов есть и один недостаток – высокая стоимость. Сэкономить можно, если купить канву и пряжу отдельно. В таком случае нужно будет выполнить ряд подготовительных работ (нарезка и подбор расцветки пряжи, выбор и нанесение рисунка на основу). Конечно, это займет определенное время, но сделать это не так-то и сложно. Какой способ выбрать, решать исключительно вам, точно так же, как и результат, будет зависеть только от вашей фантазии и усердия.

Для работы понадобится:

  • готовый набор по вышивке в ковровой технике или канва с крупной ячейкой или страмин;
  • остатки пряжи. Здесь подойдут даже самые маленькие клубочки. Пряжу нужно будет нарезать на полоски до 10 см длиной, в зависимости от того, какую хочется получить длину ворса;
  • крючок для ковровой вышивки. Модно использовать и обычный крючок, но ним не совсем удобно. Крючок, который используется в ковровой технике, имеет особую форму, которая упрощает процесс завязывания узелка из нитки, после того, как она будет протянута через канву;
  • схема вышивки. Здесь можно будет использовать абсолютно любую схему для вышивки крестом, при этом ячейку ковровой канвы следует приравнивать к ячейке канвы обычной. Рассчитывая число ячеек, следует учесть, что по краям нужно оставить по пару сантиметров для обработки.

Подготовка к вышиванию

Первым делом выбираем понравившийся рисунок, а можно придумать его и самостоятельно. Желательно, чтобы схема не содержала слишком мелких элементов, потому что их будет практически не видно.

В качестве основы под вышивку нужно взять специальную сетку, которая называется страмин. Продается она как в магазинах рукоделия, так и в строительных магазинах. Страмин – это плотная канва с крупными ячейками, которая широко используется для изготовления гобелена (на видео вы рассмотрите как она выглядит).

Основу расчерчиваем на квадраты, со сторонами 10 на 10 клеток.

Основной инструмент для вышивки в ковровой технике узелковым методом – это специальный изогнутый крючок, который также моно купить в магазинах с товарами для рукоделия.

Пряжу нужно нарезать на отрезки от 3 до 10 см, в зависимости от того, какой у будущего коврика должен быть ворс. Пряжу можно взять абсолютно любую. Наилучший вариант – акриловая пряжа средней толщины нити.

Порядок работы

Работа будет выполнятся по изнаночной стороне работы, на которой нанесена схема. Перед началом работы посмотрите видео.

Приступаем к работе:

  • берем один отрезок нити, складываем его пополам и эту петельку при помощи специального крючка протягиваем через сетку;
  • оба кончика нити придерживаем пальцем, а затем захватываем их крючком и протягиваем через петлю;
  • крепко затягиваем петлю, чтобы она плотно держалась на основе;
  • шаг за шагом заполняем все ячейки, выбирая отрезки нити необходимого цвета в соответствии с выбранной схемой;
  • по ходу работы обрабатываем и края изделия. Их нужно подогнуть на изнаночную сторону и включить в работу. Или же можно будет просто обшить ковер швом через край;
  • после окончания работы, переворачиваем изделие на лицевую сторону и подстригаем ножницами неровные концы ниток.

В результате получится замечательный пушистый коврик, который ничем не отличишь от покупного персидского ковра. Форму и размер можно выбрать абсолютно любые.

Линейная зашивка

Линейная зашивка — более профессиональный способ вышивки, так как отличается более сложными схемами, но смотрится намного красивее и богаче. Поэтому, если есть желание попробовать, то есть несколько техник именно линейной зашивки. Рассмотрим каждый подробнее.

Вертикальными рядами

Вертикальные ряды — уникальная техника зашивки, которую редко используют. Тем не менее, смотрится такое изделие очень необычно и своеобразно. Суть заключается в том, чтобы шить не пошагово, по схеме, а сверху вниз, непрерывным стежком. Это очень сложно, так как в некоторых схемах есть пробелы в вертикальных рядах и их необходимо придерживаться. Также часто менять цвет и размер стеклярусов, так как любой рисунок меняется сверху вниз.

Радужная сумка

Подготовка:

  • продеть нитку в иголку, завязать узел;
  • продеть иголку в канву;
  • протянуть одну бусину на нить;
  • закрепить бусину.

Техника «вертикальные ряды»:

  • продеть иголку снизу под бусиной, оставляя минимальное расстояние;
  • под стеклярусом снова продеть иголку;
  • протянуть следующий бисер;
  • закрепить;
  • под этим бисером, снова продеть иголку и повторить тоже самое со следующим стеклярусом;
  • итак до конца всего ряда.

Важно! Некоторые пользуются альтернативной техникой «обратная вертикаль». Это когда ряд вышивается не сверху вниз, а снизу вверх

Горизонтальными рядами

Данную технику еще называют «Монастырский шов». Он используется для зашивки носовых платков, икон, картин или мелких изделий. Туту нечего учится — все просто и легко даже для новичка. Если для техник «вертикальные ряды» и «вприкреп», необходимо взять пару уроков, то здесь все намного проще.

Оригинальные браслеты разной ширины

Техника:

  • продеть первую бусину (начинать нужно с верхнего левого угла);
  • закрепить ее (направляя иголку в нижний левый угол);
  • бусина закреплена по диагонали;
  • снова продеть иголку в левом верхнем углу;
  • продеть на нитку бисер;
  • закрепить, продевая иголку в левом нижнем углу;
  • повторять до конца ряда.

Народное одеяние с бисером При использовании такой техники, можно заметить, что все бусины будут закреплены по диагонали.

Вам это будет интересно Все о турецкой тюли с вышивкой на сетке

Необходимый материал


Чтобы вышить икону, нам понадобится:

  • нитки;
  • игла;
  • набор для вышивания иконы;
  • деревянная рамка.

Особенно сосредоточьтесь на подборке цветовой палитры. Вы можете не знать, всех нюансов, поэтому приобретите качественный набор для вышивки крестом. В них уже проработаны цветовые сочетания и правила иконописцев.

Читать

Подробный урок по вышивке атласными лентами для начинающих

Чтобы образ и вышитые иконы, был похожи на старинные, вышивают их золотистой и серебристой нитью с люрексом. В церкви применяли всегда шелковую нить. Она отблескивала на свету, и придавала особое сияние. Шерстяные и нитки мулине, тоже не подходят в вышитые иконы, они имеют рыхловатую структуру.

Иконы бисером

Икона является неотъемлемой частью православия — невозможно представить себе церковь, где не было бы ликов Божьих и святых. Но что же такое икона?

Это не какой-то магический предмет, который приносит удачу или счастье

Икона — образ Божий, который призван помочь сосредоточить внимание на молитве. Еще святые образа призваны были донести до безграмотных прихожан — их раньше было много — содержание священных книг

Само по себе изображение не обладает действенной силой, как многие считают. Просто глядя на него, легче направить мысли в нужное русло. Также любые чудеса совершает не образ, а Бог.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

Александр Лавданский

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Значение цвета в православной иконе

В иконописи нет четкого значения цвета, однако каждый цвет обладает определенной смысловой нагрузкой. Желтый и золотой цвет обозначает божье присутствие, небесный свет, вечность и благодать. Поэтому святые лики пишутся на золотом фоне. Белый цвет символизирует невинность с чистотой, святостью и божественным сиянием. Согласно традиции этим тоном украшается одежда с крыльями и пеленаниями детей. Серебряный цвет имеет схожее значение. По псалмам, это символ чистоты, красноречия и очищения.

Иконы для вышивания

Красный цвет обозначает подвиг, мужество, жертву Христа, богоматеринства и предначертанности судьбы, а бордовый — человеческую природу спасителя. Пурпурный или багряный цвет имеет византийские корни. Он символизирует царственность с величием. Им украшают представителей верховной власти, князей. Нередко этот оттенок используется для изображения Страшного суда. В таком случае он несет смысл угрозы, огня и страха.

Синий оттенок представляется на иконах как символ неба, божественности, тайны, откровения и мудрости. Нередко в этом тоне изображают хитоны апостолов. Голубой — цвет, обозначающий чистоту с целомудрием, а зеленый — гармонию и единение с Богом. Также это оттенок, символизирующий борьбу жизни над смертью и обретение вечной жизни.

Коричневый — оттенок бренности, фиолетовый — служения, черный — пустоты, смерти, отречения от мира людей, смирения с покаянием. Серый цвет не используется в иконописи, поскольку порождает двусмысленность с неясностью и пустотой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий