Сокровища Туркменистана — ковры

Туркменские ковры: цвета и узоры

Каждое туркменское племя разработало свой уникальный дизайн, или гул, который отличает ковры разных племен и родов друг от друга и туркменские ковры от других восточных ковров. Конструкции и узоры также традиционно варьируются от деревни к деревне. Например, клан Эрсия у Каспийского моря использует якорный мотив.

Родовые туркменские узоры в дизайне преимущественно геометрические. Для туркменского ткачества характерно множество вариаций красного цвета. Происхождение орнаментальных ковровых конструкций коренится в реалиях туркменской повседневной жизни и местности, где они живут, таких как местная растительность и животные, поля. Эти конструкции встречаются как в Гольсе, ковровых узорах центрального поля, так и в обрамлении и краях ковра.

Главными украшениями на туркменских коврах являются первичные и дополняющие их «гели» — ковровые узоры, вдохновленные природой, бытом и обычаями туркменского народа, иногда дополняющие чувства, мечты, радости, печали, надежды и пожелания ткачей и их племен. Также выражают героизм, мужество и преданность Родине.

В современных туркменских коврах сохранились гели ранних туркменских племен. Через Салор и их ковры ученые почерпнули понимание ранних туркмен и их ремесел. Салорские племена до сих пор считаются первопроходцами туркменского ковроткачества. В конце 19 века, когда Салоры практически перестают делать ковры, на торговых рынках появляются Сарыкские и Теккинские ковры с очень популярными для Салор узорами.

Туркменский красный цвет варьируется от ярких праздничных оттенков до темно-вишневого и коричневого. Он дополняется дизайнами, выполненными в желтых, темно-зеленых, синих, темно-синих и белых тонах. Центр обрамлен темно-синим, темно-коричневым и иногда черным цветом. Белые детали геля гармонируют со всей окраской ковра отчасти из-за естественного теплого коричневого цвета подложки.

Туркменские ковры в кинематографе

Туркменские ковры показаны как часть интерьера в целом ряде известных фильмов и сериалов, вот их неполный список:

Крестный отец-2 (США);

Далеко-далеко (США);

В дурмане (Великобритания);

Ты у меня одна (Россия);

Тест на беременность (Россия);

Индийские ковры

Искусство изготовления индийских ковров ручной работы, началось во время господства Шаха Акбара в 16 столетии. В те времена персидские ткачи принесли культура ткачества в Индию, и с тех пор производство ковров развивалось. Самые известные индийские ковры изготовлены в Агре(классический дизайн) и Джайпуре(современный дизайн с преобладанием оригинальных цветов: розовый, фиолетовый, сиреневый, оранжевый,серый — коллекции: Dazzle, Pearl, Illusion, Shine) , а также шелковые ковры из Кашмира. В отличие от других стран производителей, ковроткачеством в Индии в основном занимаются мужчины.

Традиция

Женщины – туркменки, вкладывая всю свою душу в изготовление коврового изделия, не забывают и о традициях национального ковроткачества, которые сохранены и по сей день. Праматери туркмен с ремесла возвысили ковёр до уровня искусства. Считается неуважением народных традиций, если девушка в семье не перенимает ремесло от старших женщин, и ковроделие на одном из поколений останавливается.

В туркменских семьях мать с раннего возраста начинает готовить своей дочери приданое в виде различных ковровых изделий. Девушка на выданье должна соткать ковры своими руками (тем самым быть готовой показать родным жениха свое умение).  Девушку-невесту при выходе из родительского дома сажают на ковёр. Рядом с ней усаживаются её тети, снохи и другие женщины. При этом родные жениха одаривают их подарками и сладостями. В день свадьбы невесту увозят в дом жениха, посадив в ковровый «кеҗебелик».

В доме жениха приданое невесты оценивается по красоте и качеству (смотрины приданого обычно сопровождаются шутками и присказками). Умелых мастериц хвалят.

И сегодня, перед началом работ, ковровщицы советуются со старшими, которые по астрономическому календарю определяют благоприятный день – «sähetli gün», когда можно приступать к изготовлению ковра. Когда ковровщица начинает натягивать основу ковра, ей обязательно желают удачи в работе и говорят «işin ileri», на что она отвечает: «Ýaşyň uzyn boluň» (долгих лет жизни). В процессе ткачества, разглядывая ковёр, все говорят ковровщице «Armaweri» (не уставай), на что она отвечает «Bar bol» (желаю здравствовать).

Ковровщица на радостях, что завершила кропотливую работу, печёт лепешки и угощает и сладостями друзей и соседей.

При снятии готового ковра, по традиции, каждый присутствующий старается вынести из помещения «күҗи» (ремез) от станка, и этим совершить «согап» – благодеяние, которое «равно освобождению узника из тяжёлого заключения». Этим подчеркивается трудоёмкость ковроткачества.

Туркменское ковроткачество

Ковроткачество — одна из древнейших форм туркменского прикладного искусства. Туркменку традиционно обучают ремеслу с раннего возраста. Красота и долговечность туркменских ковров уходит корнями в традиции туркменского ковроткачества и мастерство его ткачей. Ворсовое ковроткачество — сложный и длительный процесс, в котором ткачи создают сложные узоры и конструкции, используя древние и элементарные методы производства. Лучшие ковровщики создают целые композиции и орнаменты на коврах с помощью своей фантазии, памяти и новых интерпретаций традиционных узоров.

Пряжа, используемая в туркменских коврах, взята из шерсти Сараджинских овец, которая ценится за способность поглощать тепло, красители и ароматы. Пряжа традиционно окрашивается растительными и минеральными красками. Одной из сильных сторон туркменских ковров является их плотность узлов — от 180 до 400 узлов на квадратный метр. Другая польза — традиционно естественные краски. Но, пожалуй, наибольший вклад вносят туркменские женщины. Их руки создают настоящие шедевры. Их традиции сохраняются через передачу традиций и секретов о проектах, методах, красках и других вещах от одного поколения к другому.

Ковры традиционно изготавливались в деревнях семейными группами женщин, которые работали в своих домах с примитивными ткацкими станками, лежащими на полу, и всего тремя инструментами: ножницами, расческой и ножом с зацепленным лезвием. Большинство проектов сделаны из памяти и были переданы каждому поколению от матери к дочери. Мужчины традиционно покупали самую тонкую шерсть, которую они могли себе позволить. Позже спрос на туркменские ковры стал настолько велик, что мужчины стали набираться для работы в крупных мастерских. В стремлении массово производить ковры дешево, производители ковров отказались от традиционных конструкций и используют химические красители.

Ковер размером 2 на 3 метра, как правило, занимает пару месяцев для изготовления, это позволяет ткачу заработать несколько сотен долларов. Требуется три месяца, чтобы сделать более крупный шерстяной ковер, немного дольше, чтобы сделать шелковый.

История появления туркменских ковров.

Считается, что узоры туркменского ковра идентичны узорам на керамики IV тыс. до н.э. Древнейший сохранившийся ковер датирован V веком до н.э. и принадлежит пазырской культуре. Позже ковры под именем парфянских, персидских и бухарских были известны в разных странах мира.

Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами, для различных бытовых целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров.

Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Туркменский ковер являлся символом власти и достатка.

В III в. до н.э. парфянские ковры экспортировались в древнюю Европу и ценились римскими императорами и зажиточными людьми. К XIII столетию появляются письменные известия о туркменских коврах. Известный путешественник Марко Поло восторженно писал о туркменских коврах , что они «самые тонкие и красивые на свете».

С конца XIX века туркменские ковры стали показывать на различных выставках в Америке, России, Европе и т.д

Многие ценители искусства начали обращать на них внимание

Так слава о коврах Туркменистана разошлась по всему миру и их ценят по сей день.

Ковры производили в разных странах, но именно в Туркмении их сделали национальным достоянием и «визитной карточкой» страны. Даже на флаге и гербе Туркменистана изображены элементы узора ковров.

Материалы

С самого начала для изготовления полотнищ применялась шерсть овцы, так происходит и сейчас. Главные положительные качества данного материала:

  • легко отделывается;
  • долговечный;
  • прочный;
  • изделия получаются очень тёплыми.

Однако во время подготовки шерсти к плетению применяется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, с самого начала применялись исключительно настоящие добавки – аж до Девятнадцатого века просто не было другой альтернативы. Однако с появлением химической отрасли начали возникать не настоящие красители, которые начали использоваться при изготовлении туркменских ковров.

С самого начала реагенты выделяли вещества которые вредны, что не имело возможности не отобразиться на общем качестве и востребованности ковров. Естественно, что с каким то периодом ситуация преобразилась. И в наше время хоть и используются не настоящие красители, однако они уже невредны для человеческого здоровья и не выделяют в атмосферу ядовитые вещества.

Цвет и орнаменты

Не обращая внимания на изобилие различных видов туркменских шерстяных полотнищ, у них у всех доминируют красный цвет и его оттенки. У множества изделий фон из бордовых нитей, благодаря этому такой цвет считается ключевым.

Вообще, для плетения могут применяться какие угодно оттенки, в особенности сегодня, когда окрасить шерсть в необходимый цвет не составляет большого труда. Однако самые распространенные тона:

  • черный – служит для облицовки орнамента и выступает цветом различных стихий;
  • синий;
  • оранжевый.

Также активно применяется зеленый окрас – это символ плодородия и урожайности.

Бордовый фон

Что же касается рисунка, то каждой периферии характерен личный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» собственную историю, точнее, определенные моменты из нее. Практически узор полотнищ носит символичный характер – на многих коврах можно рассмотреть узоры, обозначающие степи и следы животных.

Также, на многих рисунках отображаются религийные направления и история различных народностей. Историки не прячут, что старые полотна, кроме культурной ценности, имеют так же и научную. Ведь каждое каста использовало ковры для передачи того, как они видят мир вокруг вас. Также на данных шерстяных изделиях отражалась нынешняя картина мира. Ведь в каком-нибудь смысле узор – это код, благодаря которому мастера слали письмо иным людям.

Туркменский ковер как произведение искусства

Туркменские ковры ручной работы высочайшего качества приравнены к высокохудожественным произведениям искусства, и представляют интерес с точки зрения вложения денег, так же как и картины. В списке древних ценностей ковры находятся между антикварной мебелью и старинными гравюрами — на 15 месте. Со временем ковры ручной работы прибавляют в стоимости, как и другие выдающиеся произведения искусства. Любой коллекционер хотел бы сегодня иметь в своей коллекции старинный туркменский ковер. Лучшие образцы представлены в Ашхабадском Национальном музее туркменского ковра. Одна из крупнейших коллекций в мире включает старинные и современные предметы ковроделия, в том числе шерстяные ворсовые ковровые раритеты, начиная с XVII века.

Туркменские ковры в музеях

Самый большой ковёр в мире

Старинные образцы туркменских ковров хранятся в музеях, выставочных залах и галереях Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Австрии, Швейцарии, США, Ирана, Турции, Египта и других стран мира.

В целях возрождения, сохранения и творческого развития традиций туркменского ковроткачества, Постановлением президента Туркмении от 20 марта 1993 года в городе Ашхабаде создан Музей туркменского ковра. Музей ковра является одним из культурных центров Туркмения, в котором выставлено около 2000 ковровых экспонатов, в том числе редких. Например, в музее имеется самое маленькое ковровое изделие, предназначенное для ношения ключей. В музее проводят реставрации старинных ковров, что является сложной задачей — квадратный метр некоторых искусно сотканных старых экземпляров содержит до 1 350 000 узелков. Фонд музея постоянно пополняется, его сотрудники ведут поиск и сбор старых ковров. Новое здания Национального музея туркменского ковра, занимает в общем площадь 5089 м². В стенах музея проходят международные научные форумы и конференции.

Афганские ковры

В настоящее время, очень трудно разобраться, какие афганские ковры фактически сделаны в Афганистане, а какие сделаны в Пакистане афганскими беженцами (например Чуби, Зиглер). Очень немного ковриков отправлены непосредственно из Афганистана сегодня. Вместо этого большинство ковров транспортируется в Пакистан, затем отправляется за границу. Афганские ковры, сделанные в Пакистане, и также афганские ковры, сделанные в Афганистане, отправлены из Пакистана, часто лишая возможности разобраться, где специфический афганский ковер фактически был изготовлен. Традиционные цвета — коричневый, черный.

Это интересно: Ковры в стиле «пэчворк» — коврик из лоскутков ткани, лоскутные модели из вискозы с рисунком

Виды туркменских ковров

К туркменским коврам можно отнести полотна, сотканные в Туркменистане, Пакистане, Афганистане и Узбекистане (обширная территория проживания туркменов). В нашем каталоге вы можете посмотреть пакистанские ковры ручной работы с традиционным рисунком.

РАМКА. Различить, где именно был изготовлен ковер, можно по племенным признакам и исконно народным узорам, которые используются мастерами в разных регионах.

Вот лишь некоторые виды современных ковров:

1. Йомуд. Изготавливаются жителями одного из главных туркменских родов. Делятся на две основные группы по типу узора. В первой встречаются повторяющиеся диагональные ряды с восьмиугольниками. Внутри они «наполнены» традиционными соцветиями, а снаружи окаймлены защелками, крючками и полосками. Ко второй группе относятся полотна с вертикальными рядами восьмиугольников, внутри которых нарисованы изображения двуглавых собак и других животных. Снаружи они украшены сложными растительными узорами.

2. Ковры племени Эрсари (территория Узбекистана и Туркменистана). Их отличительная черта – отсутствие собственного племенного мотива и геля. Украшены такие изделия растительными узорами, которые были позаимствованы у персов и китайцев. Медальоны практически не встречаются.

3. Антикварные ковры Текке, названные в честь одноименной народности Туркменистана. Их характерная особенность – гель, разделенный на 4 части.

4. Салорские полотна, которые изначально ткались мастерами из племени салыр (древнейшая туркменская народность). Для них характерен крупный восьмиугольник с медальоном в форме звезды (в центре) и фигурками животных.уркменские ковры Салор (салыр).

Кроме перечисленных видов, туркменские мастера ткут ковры с портретами и различными сюжетами.

Особенности и история

Восточными коврами называются тканые изделия, произведенные на Востоке. Однако к ним принадлежат не только страны, территориально принадлежащие Востоку (от Турции до Китая), но и страны со сходными традициями производства ковров. К ним можно отнести Египет, балканские государства, Тунис, Марокко и Алжир – те государства, которые ранее или в настоящий момент ощущают сильное «восточное» влияние, что отражается на их культуре. Лучшими поставщиками таких изделий принято считать Азербайджан, Туркмению и Иран.

Настоящие восточные ковры всегда являются результатом ручной работы. Они могут быть плетеными, ткаными или валяными, но исключительно из природных материалов: шелка и шерсти.

Изделия ткут в течении 5-6 месяцев, поэтому цена за один квадратный метр довольно высока – порядка 200-300 долларов. Те экземпляры, которые продаются дешевле, являются подделкой. Восточные ковры очень ценятся во всем мире, поэтому многие страны предъявляют особые требования к их покупателям. Например, в Азербайджане, чтобы вывести покупку за границу вы должны будете предварительно связаться с местным музеем и получить лицензию. Также во многих странах вывоз старинных ковров вообще запрещен, поэтому туристы отдают предпочтение искусственно состаренным моделям.

По дошедшим до нас изображениям можно сделать вывод, что тканые изделия присутствовали в жизни людей уже в XVI веке до нашей эры. Первый же доживший до современности восточный ковер был создан в V веке до нашей эры и получил название «Пазырик».

Но это все же красивая легенда, а, согласно мнению ученых, согревающие тканые холсты изобрели восточные кочевники, дабы иметь возможность проворно выстроить жилище. Такой дом защищал от ветра и песка и удобно транспортировался.

Когда же кочевники перешли к оседлой жизни, ковры переквалифицировались в изысканные предметы интерьера. За исключением шерсти и шелка, для их изготовления стали использовать нити из чистого золота, цветки из драгоценных камней и хрустальные каналы. Таким был самый дорогостоящий ковер в истории – «Весенний», с рисунком цветущего сада, изготовленный персидскими ткачами. К сожалению, он был уничтожен еще в середине VII века.

Это интересно: Ворсовые ковры (41 фото) — ворсистые коврики для пола в спальню с жесткими толстыми ворсинками

Беширские ковры

Ковры, производимые в селе Бешир формально принадлежат мастерам-эрсари. Однако вследствие того что население Бешира очень пестрое, в действительности трудно сказать, какому племени принадлежит традиция орнаментирования данного типа ковров. Беширские ковры имеют весьма необычный для Туркестана декор. Для них, например, характерен растительный орнамент в виде тюльпанов и гвоздик, гипертрофированный гёль, склонность к асимметрии. Некоторые исследователи отмечают, что беширские ковры по своему художественному облику и техническим характеристикам приближаются к некоторым типам кавказских и средне-восточных ковров. Цвета очень живые, самые яркие во всем Туркестане. Наиболее ценные ковры отличаются разнообразными оттенками фона красного цвета и полихромным рисунком с точно рассчитанным включением желтого цвета.

Фотографии ковров сделаны автором сайта на выставках, прошедших в Музее Востока (Москва):

Размещение в интерьере

Восточные ковры хорошо вписываются практически в любой интерьер. Они всегда красивы, отличаются разнообразием сюжетов, могут как вешаться на стены, так и укладываться на пол. Такие вещи сочетаются с различными цветами и фактурами.

Для того, чтобы удачно «вписать» ковер в существующее пространство:

  • выдерживайте в интерьере однородную палитру красок;
  • придерживайтесь нейтрального декорирования. Пусть ковер станет центром картины;
  • при создании эклектики не смешивайте больше трех стилистических направлений;
  • внимательно отнеситесь к выбору места, где расположится изделие;
  • следите за сочетанием мебели, стен и покрытия.

В этом ролике вы увидите процесс изготовления ковра вручную.

Китайские ковры

У китайских ковров есть очень длинная и выдающаяся история, которая в значительной степени независима от культуры ткачества ковров Востока. Ковры из Китая часто содержат видные иллюстрированные элементы — деревья, облака, и различных животных. Цвета очень мягкие с акцентом на белый, синий, голубой и золотистый. Некоторые антикварные китайские ковры были проданы на международных аукционах за сумму превышающую 500.000$.

География и культурный фон туркменских ковров

Туркменские ковры необязательно должны быть из Туркменистана. Они могут изготавливаться и в других местах, где живут туркмены, таких как Иран, Афганистан, Турция и Сирия. Они также могут прибывать из любой точки Туркестана (Центральная Азия плюс Синьцзян в западном Китае), особенно из Западного Туркестана.

Западный Туркестан — это территория площадью около 700 тысяч квадратных километров с Каспийским морем на Западе, полуостровом Мангышлак на северо-востоке и горами Капет-Даг и окраинами Гиндукуша, образующими полукруг на юге. К западу от того, что с 1924 года было границей Советской Социалистической Республики Туркменистан, находятся Афганистан и иранская провинция Хорасан. С восточной стороны находится огромная китайская провинция Синьцзян. На западной стороне области находится пустыня Каракумы, а на востоке, между реками Амударья и Сырдарья, находится пустыня Кызылкум. К югу находится Узбекистан, охватывающий важные торговые центры Бухары и Самарканда. Последний был крупным постом вдоль Древнего Шелкового пути, который пролегал из Китая через Восточный Туркестан и на запад, через Ташкент в Узбекистане, Марию (Мерв) в Туркменистане и Хорасан. Многие различные этнические группы населяли этот регион на протяжении тысячелетий, и среди тех, кто связан с ткачеством, помимо самих туркменов, есть узбеки, каракалпаки и киргизы.

Традиция

Женщины – туркменки, вкладывая всю свою душу в изготовление коврового изделия, не забывают и о традициях национального ковроткачества, которые сохранены и по сей день. Праматери туркмен с ремесла возвысили ковёр до уровня искусства. Считается неуважением народных традиций, если девушка в семье не перенимает ремесло от старших женщин, и ковроделие на одном из поколений останавливается.

В туркменских семьях мать с раннего возраста начинает готовить своей дочери приданое в виде различных ковровых изделий. Девушка на выданье должна соткать ковры своими руками (тем самым быть готовой показать родным жениха свое умение).  Девушку-невесту при выходе из родительского дома сажают на ковёр. Рядом с ней усаживаются её тети, снохи и другие женщины. При этом родные жениха одаривают их подарками и сладостями. В день свадьбы невесту увозят в дом жениха, посадив в ковровый «кеҗебелик».

В доме жениха приданое невесты оценивается по красоте и качеству (смотрины приданого обычно сопровождаются шутками и присказками). Умелых мастериц хвалят.

И сегодня, перед началом работ, ковровщицы советуются со старшими, которые по астрономическому календарю определяют благоприятный день — «сахетли гун», когда можно приступать к изготовлению ковра. Когда ковровщица начинает натягивать основу ковра, ей обязательно желают удачи в работе и говорят «Ишин илери», на что она отвечает: «Яшын узын болсун» (долгих лет жизни). В процессе ткачества, разглядывая ковёр, все говорят ковровщице «Армавери» (не уставай), на что она отвечает «Бар бол» (желаю здравствовать).

Ковровщица на радостях, что завершила кропотливую работу, печёт лепешки и угощает и сладостями друзей и соседей.

При снятии готового ковра, по традиции, каждый присутствующий старается вынести из помещения «күҗи» (ремез) от станка, и этим совершить «согап» — благодеяние, которое «равно освобождению узника из тяжёлого заключения». Этим подчеркивается трудоёмкость ковроткачества.

Туркменские ковры

Обычно имеют геометрический дизайн, преобладают красные и коричневые цвета. Антикварные туркменские ковры очень ценятся коллекционерами. В данное время 15 фабрик принадлежащих государству в Туркменистане производят около 50.000 квадратных метров ковров в год в основном красного цвета. Самые популярные и известные из туркменских ковров — Текинские(в англоязычных книгах часто называются — бухарскими).

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.

Полотно, которое создано из двух перекрещивающихся систем нитей (продольных и поперечных), является тканым ковром. Такой вид обычно не обладает ворсом, а узоры формируются путем вышивки. Виды тканых ковров отличаются в зависимости от места производства и техники: келим, палас, джиджим, дурри, сумах, силех, фирнех, шаддах. Безворсовые используются для будничного пола, а ворсовые – для украшения помещений и праздничного декора.

Валяные ковры изготавливаются из шерсти и применяются для теплоизоляции помещения.

Пряжа для тканевых и плетеных ковров состоит, как правило, из натуральных волокон: хлопка, чистого шелка и овечьей шерсти. В некоторых местностях используются синтетические «добавки»: акрил, вискоза и другие.

Исследуя антикварные изделия, можно обнаружить также мохеровую, козью и верблюжью шерсть или волос яка. Помимо этого, некоторые экземпляры отличаются наличием золотой и серебряной проволоки.

Персидские ковры

Это великолепное многообразие: шёлковые, шерстяные, паласы, безворсовые, циновки, килимы, сумахи, ворсовые, вязанные, яркие, красивые, восточные, модные, стильные, оригинальные, художественные, декоративные, дизайнерские, круглые, овальные, квадратные, дорожки, скульптурные, классические, гобеленовые, современные, детские, дорогие, элитные, ковры самолеты(вертолеты), но дешевые ковры также есть… натуральные, настенные, эксклюзивные(лучшие производители — Джамшиди, Забихи, Каземи, Радам, Дардашти, Ахмади, Раджабиан, Эрами, Мирмехди). Перечислять можно бесконечно, выбор из Ирана огромен. Есть около 100 областей в Иране, где ткут персидские ковры. Даже лучшие специалисты из музея ковров в Тегеране не могут похвастаться полнотой своих знаний о персидских коврах.

Туркменское ковроткачество

Ковроткачество — одна из древнейших форм туркменского прикладного искусства. Туркменку традиционно обучают ремеслу с раннего возраста. Красота и долговечность туркменских ковров уходит корнями в традиции туркменского ковроткачества и мастерство его ткачей. Ворсовое ковроткачество — сложный и длительный процесс, в котором ткачи создают сложные узоры и конструкции, используя древние и элементарные методы производства. Лучшие ковровщики создают целые композиции и орнаменты на коврах с помощью своей фантазии, памяти и новых интерпретаций традиционных узоров.

Пряжа, используемая в туркменских коврах, взята из шерсти Сараджинских овец, которая ценится за способность поглощать тепло, красители и ароматы. Пряжа традиционно окрашивается растительными и минеральными красками. Одной из сильных сторон туркменских ковров является их плотность узлов — от 180 до 400 узлов на квадратный метр. Другая польза — традиционно естественные краски. Но, пожалуй, наибольший вклад вносят туркменские женщины. Их руки создают настоящие шедевры. Их традиции сохраняются через передачу традиций и секретов о проектах, методах, красках и других вещах от одного поколения к другому.

Ковры традиционно изготавливались в деревнях семейными группами женщин, которые работали в своих домах с примитивными ткацкими станками, лежащими на полу, и всего тремя инструментами: ножницами, расческой и ножом с зацепленным лезвием. Большинство проектов сделаны из памяти и были переданы каждому поколению от матери к дочери. Мужчины традиционно покупали самую тонкую шерсть, которую они могли себе позволить. Позже спрос на туркменские ковры стал настолько велик, что мужчины стали набираться для работы в крупных мастерских. В стремлении массово производить ковры дешево, производители ковров отказались от традиционных конструкций и используют химические красители.

Результат большого трудолюбия и огромного упорства

Туркменский народ занимается ковроткачеством многие века и это оставило свой след в формировании определенных черт характера, без которых ткать ковры вряд ли бы получилось. Изготовление ковра – процесс очень трудоемкий и долгий. Мастер должен обладать трудолюбием, терпением и упорством. Несмотря на кажущееся однообразие работы при создании ковра необходима хорошая память и сосредоточенность. Даже религиозные суфийские мистики практиковали ковроткачество в качестве медиативной практики, так как сам процесс закалял душу и обучал терпению. А для духовной жизни такие внутренние качества являются основополагающими для дальнейшего развития.

Каждый ковер создается колоссальным трудом. Невероятное трудолюбие туркменского народа позволяет обеспечить Туркменистану золотой век. Искусствовед О. Пономарев описывал, что в день нужно десятки тысяч раз провести железным гребнем, (вес несколько кг), и не просто помахать, а с силой им ударять и ощущать рукой силу отдачи. Не каждый атлет выдержит такое испытание. В Туркменистане же такая кропотливая и трудная работа ложится не хрупких женщин, которые вкладывают в ковры помимо огромного таланта и труда свои художественные идеи, мечты и чувства. Если затраты энергии для изготовления одного ковра перевести для сравнения в физические единицы, то получится, что на каждый ковер, которым мы можем долго любоваться или ходить по нему, затрачено энергии, которая равна в эквиваленте 300 лошадиным силам. Этим можно было бы освещать в течение 8 часов небольшой город.

Турецкие ковры времен Османской империи

Во время правления султана Селима I, когда Тебриз в 1515 году и Каир в 1517 году были захвачены османами, мотивы турецкого ковра значительно изменились. Геометрический мотив анатолийского ковра больше не использовался.

Мастера ковров из Каира под влиянием персидского искусства начали украшать турецкие ковры сложными мотивами и орнаментами. Отличительной чертой османских ковров классического периода является включение эмблем медальонов, обозначающих султанат и цветочные мотивы.

Ковры из Коньи (Икония), Кайсери (Сезария), Усака (Оушак) и Бергамы (Пергамон) долгие годы украшали дворцы венценосных европейских династий. Итальянские города-государства, управляющие морской торговлей из Стамбула в Европу и особенно венецианцы, сделали торговлю коврами очень выгодным и прибыльным бизнесом.

Турецкие ковры во дворце английского короля Генриха VIII.

В 1850-х годах султан Абдулмецид собирался переехать из дворца Топкапы во дворец Долмабахче, который он построил на Босфоре. Он попросил сделать лучшие ковры для своего нового дворца. Поэтому крупные ковровые мастерские были созданы в городе Хереке.

Некоторые из самых плотных ковров в мире были сделаны для дворца Долмабахче. Эти 160-летние ковры до сих пор украшают залы и комнаты дворца. Регион Хереке стал своего рода торговой маркой для мировой ковровой промышленности, и теперь он известен своими качественными коврами.

Турецкие ковры ручной работы в Стамбуле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий