Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Плюсы режима сна для ребенка
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Четвертый месяц
Вам понадобятся несколько ярких игрушек, способных привлечь его внимание. На этом этапе ваша задача — закрепить интерес малыша к лежанию на животике и простимулировать его желание переворачиваться
Поэтому вам понадобятся несколько ярких игрушек, способных привлечь его внимание. Можете использовать с этой целью неваляшек, погремушки и мягкие мячи, колокольчики или другие звучащие игрушки. Кроме того, сейчас само время развивать тактильную чувствительность. С этой задачей прекрасно справятся игрушки, сделанные из разных тканей, или просто набор разных лоскутков (перышки, атлас, мех, фланель и другие материалы). Для развития мелкой моторики приобретите яркие тряпичные браслеты или носочки с бубенчиком, которые можно одеть на ручку малыша. Такая игрушка научит ребенка соединять две ручки вместе и касаться одной ручкой другой. Месяцем позже вы будете закреплять их на ножках малыша
На этом этапе ваша задача — закрепить интерес малыша к лежанию на животике и простимулировать его желание переворачиваться
Поэтому вам понадобятся несколько ярких игрушек, способных привлечь его внимание. Можете использовать с этой целью неваляшек, погремушки и мягкие мячи, колокольчики или другие звучащие игрушки
Кроме того, сейчас само время развивать тактильную чувствительность. С этой задачей прекрасно справятся игрушки, сделанные из разных тканей, или просто набор разных лоскутков (перышки, атлас, мех, фланель и другие материалы). Для развития мелкой моторики приобретите яркие тряпичные браслеты или носочки с бубенчиком, которые можно одеть на ручку малыша. Такая игрушка научит ребенка соединять две ручки вместе и касаться одной ручкой другой. Месяцем позже вы будете закреплять их на ножках малыша.
Материалы изготовления
Для производства детских противоскользящих ковриков для ванной используют высококачественный, экологичный и безопасный материал. Он должен быть влагостойким, устойчивым к образованию плесени. Некоторые производители дополнительно обрабатывают аксессуар антибактериальным составом. Мы рекомендуем приобретать изделия из:
- поливинилхлорида или ПВХ – доступного антиаллергенного материала, который хорошо переносит резкие перепады температуры воды, но недолговечный; будьте готовы, что через год–два изделие придется заменить на новое;
- силикона – оптимального варианта для детского коврика для ванной на присосках, материал прогибается под весом малыша, принимая форму опоры и таким образом предотвращает скольжение; именно силиконовые изделия сегодня пользуются большим спросом;
- резины – наиболее распространенного материала, он мягкий, быстро нагревается в теплой воде, хорошо очищается при необходимости и обладает отличными противоскользящими характеристиками.
На рынке представлены детские коврики в ванну разных фактур, форм, цветов, поэтому выбрать подходящую модель не составит труда.
Классификация детских ковриков для ванны
Производители детских аксессуаров для ванной предлагают широкий ассортимент товаров, которые удовлетворят запросы даже самой требовательной детской аудитории:
- полноразмерные предназначены для полного покрытия дна ванны;
- средние экземпляры могут иметь очертания животных, растений, закрывают в большинстве случаев только центральную часть ванны;
- коврики-пазлы состоят из нескольких элементов, которые соединяются между собой посредством пазов на торцах, нередко имеют фактурную поверхность для массажа;
- мини-коврики – маленькие изделия с присосками или липучками для крепления на дно или к боковым стенам ванной – это полноценные детские «пособия» для ознакомления ребенка с окружающим миром, при этом можно подобрать тематику, соответствующую возрасту и интересам малыша.
Помимо размера и формы, коврики в ванную отличаются наличием дополнительных характеристик. Так, в продаже представлены противоскользящие детские коврики в ванну, на тыльной стороне которых имеются присоски, надежно фиксирующие изделие. Напротив, массажные коврики имеют выпуклую фактуру с лицевой стороны, что позволяет малышу получать массаж стоп во время купания.
Пример режима дня ребенка 1 года
Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:
- 8:00 — подъем и утренние процедуры;
- 8:15 — завтрак;
- 8:30 — игры и развивающие занятия;
- 10:00 — второй завтрак;
- 10:30 — прогулка;
- 12:00 — первый дневной сон;
- 13:30 — игры;
- 14:00 — обед;
- 14:30 — игры;
- 15:30 — второй дневной сон;
- 17:00 — полдник;
- 17:30 — прогулка;
- 19:00 — ужин;
- 19:30 — игры;
- 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
- 21:00 — сон.
Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон:
- 8:00 — подъем и гигиенические процедуры;
- 8:15 — завтрак;
- 8:30 — игры, занятия;
- 10:00 — второй завтрак;
- 10:30 — прогулка;
- 12:30 — обед;
- 13:00 — дневной сон;
- 15:30 — полдник;
- 16:00 — игры;
- 16:30 — прогулка;
- 18:30 — ужин;
- 19:00 — игры;
- 19:30 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
- 20:00 — ночной сон.
Как декорировать детскую своими руками?
Создание декора своими руками — это весело и увлекательно, особенно если это касается детской комнаты!
Декорирование стен в детской комнате
Можно приобщить ребенка и совместно разрисовать стену! Интересно смотрятся рисунки, нанесенные флюоресцентными красками. Такой шедевр будет радовать малыша и днем, и даже в ночной темноте!
Можно смастерить доску, где ребенок будет развешивать свои фотографии, вырезки из комиксов и журналов, а также рисунки и бумажные поделки.
Если ребенок творческий, то холстом для творений может стать целая стена, на которой малыш сможет не только вывешивать свои творения, но и рисовать!
Плакаты с любимыми героями, классными машинками и милыми животными — все это создаст атмосферу уюта в детской, и ребенок будет в восторге от своего жилища!
Аксессуары в оформлении детской
Оригинальными аксессуарами для комнаты крохи послужат плюшевые яркие подушки, светильники необычных форм и размеров, большие мягкие игрушки, либо коллекция динозавров.
Комнату мальчика можно украсить шикарным макетом корабля, а территорию маленькой принцессы — огромным плюшевым пони! Здесь все зависит лишь от фантазии, поэтому не стоит ее ограничивать!
Как правильно пользоваться ковриком для ванной?
Может показаться странным, что мы предлагаем вам ознакомиться с инструкцией по эксплуатации коврика в ванную, но, к нашему удивлению, многие действительно не знают, как это правильно делать. Итак:
- детский коврик следует укладывать на чистую и желательно сухую поверхность ванной, особенно если он силиконовый;
- после того, как вы убедились, что изделие надежно зафиксировано, можно наливать воду;
- после купания коврик необходимо ополоснуть чистой проточной водой, чтобы убрать остатки пены, мыла и других моющих средств, особенно этот совет актуален, если изделие с присосками, так как при отсутствии должного ухода они становятся слабее;
- если изделие из ПВХ, его можно периодически очищать в стиральной машине в ручном режиме, резиновые или силиконовые нескользящие детские коврики для ванной оптимально стирать руками;
- хорошо просушите аксессуар.
Такие простые правила эксплуатации помогут вам сохранить изделие в отличном состоянии долгое время.
Сегодня мы говорили о таком важном и нужном детском аксессуаре для ванной комнаты, как коврик, и выяснили, что он может быть на присосках, в виде пазла, мини-формата, с дополнительными приспособлениями: ручками, спинкой. Внимательно изучите всю информацию и сделайте правильный выбор, достойный вашего крохи.
Для девочки 2-3 лет: игрушечная кухня или развивающая игрушка? И то, и другое!
До 3 лет ребенок только знакомится с различными бытовыми действиями и узнает окружающие предметы. К тому же именно в этот период появляется тяга к порядку в своем игрушечном пространстве. Поэтому двухлетнему малышу будет полезно иметь игровой уголок, с помощью которого он сможет воспроизводить знакомые сюжеты: накрыть стол для куклы, «покормить» ее с ложечки, пригласить в гости на обед другие игрушки и т.д. Стоит помнить, что действия малыша в 2-3 года еще не очень точные, поэтому неустойчивые конструкции с небольшими деталями лучше оставить для ребенка постарше. Это должна быть игрушка без острых краев, желательно яркого цвета и максимально простая, но при этом с понятными и узнаваемыми формами и аксессуарами.
Функциональное наполнение кухни для девочки 2-3 лет
Самые подходящие для данного возраста игровые кухни, такие, например, как «Игрушечная развивающая кухня» от Little Tikes или игровой набор «Маленькая кухня» от KEENWAY, – это своего рода развивающие центры, которые формируют у ребенка цветовое и звуковое восприятие, способствуют развитию логики и координации. Например, у развивающей кухни Little Tikes холодильник – это сортер, который нужно заполнять продуктами разных форм: круглой яичницей, треугольным кусочком сыра и т.д. Когда малыш открывает дверцы, раздается мелодия, а конфорка отреагирует на посуду яркими огоньками. В наборе «Маленькая кухня» KEENWAY предусмотрены все самые основные элементы, плита, раковина, духовой шкаф и даже стиральная машинка. В духовке уже готовится жаркое, у игрушки много световых и звуковых эффектов. В таких наборах посуды совсем немного, только базовые аксессуары, и обед из трех блюд на мини-кухнях этих серий не приготовишь. Зато можно учить различные формы и цвета, названия кухонных приборов (микроволновка, таймер и т.д.). Для двухлетней девочки такого функционала вполне достаточно.
Еще один вариант для 2-3-летней малышки – игрушечный набор, который воспроизводит только один из кухонных сюжетов, зато более точно, чем развивающая игрушка. Например, кухня от Step2 «Моя пекарня» содержит все, что необходимо для приготовления выпечки: маленькую скалку, формочки для печенья и, разумеется, плиту. Всего в таком наборе 19 аксессуаров! Не забыли создатели этой мини-пекарни и про интерактивную составляющую: в духовке загорается свет, можно поворачивать ручку плиты и т.д.
Значительно больше возможностей заложено в игрушках, которые предлагают производители Smoby, 1Toy, Ecoeffier и др. Речь идет о наборах, с одной стороны, максимально приближенным по внешнему виду и наполнению к настоящей кухни, но, с другой стороны, все так же миниатюрны по размерам и все еще предназначены для самых первых несмелых шагов будущей маленькой хозяюшки на собственном кухонном пространстве. Такие наборы по размеру превосходят предыдущие модели, но чаще всего не превышают 40-50 см в высоту. Их явным плюсом можно считать то, что такие кухни имеют не только варочную поверхность, но и полочки для утвари, и раковину, и духовку в гораздо более реалистичном исполнении. Функционально эти кухни уже приближены к наборам для девочек постарше. На такой мини-кухне можно «готовить» одновременно несколько блюд, однако они все еще достаточно минималистичны по дизайну. Эти модели снабжены звуковыми и световыми эффектами, что делает их прекрасным вариантом для игры девочек 2-3 лет. Вот лишь несколько примеров таких мини-кухонь:
Деревянные кухни для самых маленьких
Все представленные ранее модели выполнены из пластика, однако не стоит думать, что мини-кухонь из дерева не бывает. Да, кухонь для самых маленьких, выполненных из дерева, совсем немного, но они все-таки есть. Такие варианты являются более дорогой и эксклюзивной альтернативой пластмассе. Детские психологи утверждают, что игрушки из дерева могут быть очень полезными для малышей в этом возрасте. Их фактура приятна для ребенка, к тому же они максимально просты и безопасны. Все это справедливо и для игрушечных кухонь. Мини-кухни из дерева для самых маленьких маминых помощниц, наверняка, вызовут бурный восторг у вашей дочки! Такие игрушки яркие и запоминающиеся, некоторые оснащены дополнительными аксессуарам, но т.к. даже аксессуары у таких кухонь деревянные, то родители могут не беспокоиться о безопасности своей доченьки. Все элементы таких игрушек крупные, с качественно обработанными краями, и, зачастую, не окрашенные, а пропитанные краской, что не дает краске отшелушиться, даже если ваша малышка решит испытать прочность игрушки «на зубок». Компактный размер и экологичность делают мини-кухни из дерева идеальными игрушками для маленькой девочки до 3 лет.
Кровать-чердак «Малыш»: компактней детской мебели не бывает!
Детская мебель «Малыш», или кровать-чердак «Малыш» — наиболее компактный и эргономичный набор детской мебели. «Малыш» – это так любимая всеми детьми кровать-чердак со встроенной мебелью – письменным столом, комодом для одежды и лесенкой-тумбой с ящиками. Сложная конструкция мебели позволяет разгрузить пространство детской, скрыв при необходимости все элементы внутри комплекса. При желании этот мини-комплект мебели можно дополнить и отдельностоящими элементами – ящиком для игрушек, шкафом или книжным стеллажом и даже детским туалетным столиком.
Кровать-чердак «Малыш» настолько компактна, что прекрасно размещается в самых маленьких детских комнатах, оставляя по максимуму свободное место для игр детей.С помощью такой детской мебели даже мини-детскую удается сделать максимально комфортной и практичной. Преимущества детской кровати «Малыш» налицо:
- Комфортное спальное место с дном из ламинированного щита ДСП;
- Кровать «Малыш» изготовлена из прочной ЛДСП, все края мебельной плиты скрыты мягкой и безопасной кромкой ПВХ;
- Функциональные ящики и шкафы, вмещающие книги, одежду и игрушки, удобны для использования ребенком;
- Удобный детский стол, рассчитанный именно на детский рост;
- Приятное цветовое решение и эстетичный внешний вид создадут хорошее настроение вашему малышу;
- Продуманный и безопасный дизайн для малышей.
Детские кроватки-трансформеры «Малыш» разработаны для малышей возрастом от 2-х до 8 лет и учитывают все потребности маленького хозяина или хозяйки. Даже ручки детской миниатюрной кровати-чердака имеют травмобезопасную шаровидную форму. А приятные расцветки на выбор понравятся всем детям и будут создавать хорошее настроение вашему ребенку.
Шестой месяц
В этом возрасте ребенку становится интересно играть в книжки с картинками.
Самое время уделить внимание развитию слуха малыша, разнообразив его жизнь музыкальными игрушками. Они будут учить ребенка находить источник звука, а также могут простимулировать его желание поползти к нему
Кроме этого, приобретите игрушки для купания. Вашему крохе будет интересно играть с ними в ванне. В этом возрасте ребенку становится интересно играть в книжки с картинками. Они могут быть деревянными, из плотного картона, тряпичными и даже виниловыми. Помимо этого приобретите также игрушки, в которых есть зеркальце, ребенок будет с интересом изучать свое отражение.
В следующем материале мы расскажем вам о том, какие игрушки понадобятся вашему малышу во втором полугодии.
Как выбрать игрушечную кухню для девочки 2-4 лет?
Детская мини-кухня – одна из самых полезных и функциональных игрушек для девочки. Покупая дочке такую кухню, Вы дарите ей маленький мир, где она будет полноправной хозяйкой
Набор, который помогает в игровой форме воссоздать процесс приготовления пищи, является важной частью воспитания будущей маминой помощницы. Чему может научить игра на собственной кухне? Аккуратности, поддержанию чистоты и порядка, даже гостеприимности и хозяйственности
Не бойтесь, что такая игрушка будет «не по возрасту» ребенку 2-4 лет. Ассортимент миниатюрных кухонных принадлежностей настолько велик, что для каждого периода взросления можно подобрать подходящий вариант. В данной статье мы расскажем, каким требованиям должны отвечать кухни для малышек 2-3 лет и девочек в возрасте до 4 лет.
Плюсы и минусы
У отечественного состава — ряд преимуществ, выгодно отличающихся от других аналогов (отечественные, зарубежные):
- отсутствие животного белка, глютена и лактозы, поэтому подходит аллергикам, детям с лактазной недостаточностью;
- идеально подобранное сочетание компонентов для сбалансированного рациона грудничков;
- полная адаптация каши к возрасту ребенка;
- низкая осмолярность состава, не приводящего к усилению нагрузки на печень, почки;
- высокое качество, практически не уступающее другим классическим вариантам молочных каш;
- доступная цена;
- наличие витамина Д 2 и растительного масла, незаменимых для профилактики рахита;
- безопасность, полное соответствие стандартам качества по причине отсутствия в сборе сахарозы, патогенных микроорганизмов и токсинов;
- натуральность вкуса;
- быстрое растворение при соединении с водой.
Как и другие молочные сборы “Малыш” не лишен недостатков:
- содержание пальмового масла, снижающего усвояемость кальция (провоцирующего запоры), поэтому при склонностях и сложностях с дефекацией лучше применять детские каши с модифицированным пальмовым маслом (Нестожен, НАН);
- отсутствие в детском питании №1 полезных компонентов (нуклеотиды, пробиотики, пребиотики, полиненасыщенные жиры) для урегулирования обменных процессов, нормализации пищеварения, заполнения кишечной микрофлоры живыми микроорганизмами, нормального развития мозга;
- негерметичность, отсутствие больших упаковок в продаже (по мнению некоторых пользователей);
- частичная адаптация детского сбора № 2,3 под материнское молоко;
- отсутствие в продукте под № 2 полезной деминерализованной сыворотки.
Мини-детский сад – в чем его преимущество?
Самое главное преимущество – это малое количество детей в группах. Детские развивающие занятия проходят в уютной обстановке, в кабинете находятся не более 10 детей. Дети приходят в мини-детский сад не на полный день, а всего на 2-3 часа. Это делается для того, чтобы не ранить детскую психику долгим расставанием с родителями. Малышей ненавязчиво знакомят друг с другом, в развлекательной форме.
Воспитатели в любой момент готовы прийти на помощь ребенку и объяснить, почему он здесь и куда ушла мама, отвлечь внимание на другую тему, увлечь игрой. Детей не принуждают делать что-то, если малыш хочет заняться определенным видом занятий – ему позволяют это сделать
Адаптировавшись, он сам будет увлечен коллективом, начнет общаться со сверстниками, участвовать в общих играх.
Детский мини сад дает гармоничное развитие, педагоги детского развивающего центра много времени уделяют изучению декоративно-прикладного искусства, игры направлены на развитие мелкой и крупной моторики, на социализацию ребенка
А развивающие центры для детей в Бутово, такие как «УмНяша» включают в программу еще и детский фитнес, обучение музыке, танцевальному ритму, игры на внимание, память и фантазию
Перед тем, как выбрать мини-детский сад, лучше всего ознакомиться с методиками, которые предлагают педагоги, пообщаться с руководителем детского центра развития. Можно взять с собой малыша и понаблюдать за его реакцией, попросить поприсутствовать на развивающих занятиях для детей. Главное, чтобы ребенку было комфортно находиться детском мини саде, чтобы он смог безболезненно отпустить маму, без психологических травм.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;
Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.