История появления кружева шантильи: особенности

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Чистые шедевры с помощью фантазии и живописи из складок ткани

Как правильно ухаживать за изделиями из кружевных полотен

Кружево – деликатная ткань, требующая особого ухода.

Соблюдайте рекомендации производителя, указанные на ярлыке изделия.

  • Стирать одежду из кружева не рекомендуется. Воспользуйтесь услугами химчистки.
  • Кружевное белье стирать вручную при температуре н е выше 30 градусов. Запрещено использование отбеливателей и агрессивных моющих средств.
  • Не выкручивать. Отжимать в полотенце.
  • Не применять машинную сушку.
  • Не сушить на батарее и открытом солнце.
  • Кружевные изделия, которыми вы редко пользуетесь, хранить в коробке, обернув пергаментной бумагой или на вешалках в специальных чехлах.

Где используют

Шантильи использовались для изготовления разнообразных вещей или их украшений. В зависимости от времени кружево применялось в следующих случаях:

  • В средних веках изготавливались платки, накидки, одежда из черного кружева и украшения для волос;
  • При Наполеоне III в середине XIX столетия материал в основном использовали при шитье больших предметов: мантилий, юбок, пелерин, шарфов, зонтов, перчаток. Изготавливались и небольшие безделушки: носовые платки, наколки, головные уборы, веера и т.д. Благодаря крупному и четкому узору материал использовали и для украшения одежды: кружево пришивали по подолу юбки или собирали складками, обрамляли рукава и вырезы. Интересно выглядели кружевные накидки-вуали, которые прикрывали волосы и лицо.
  • В XIX-XX веках в моде были светлые платье, украшенные черными кружевами разных видов, бархатными аппликациями и атласными лентами. Они выглядели довольно «драматично» и придавали владелице трагичную, романтическую нотку.
  • В 1940-1950-х многие актрисы кино, играющие «роковых женщин», появлялись на экранах в нарядах, украшенных этим кружевом.
  • Сегодня шантильи встречается в коллекциях многих модельеров: Chanel, Prada, Elie Saab, Givanchy, Zac Posen, Christian Lacroix и другие. Бренды нижнего белья, например, «La Perla», регулярно использует кружево.

Важно! Кэтрин Миддлтон выходила в платье с кружевом французской фабрики «Sophie Hallette». Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:

Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:

При неправильном хранении легко повредить некоторые волокна кружева, что приведет к потере рисунка или распадении самой «сетки»-основы. Хранить кружевные изделия необходимо на расстоянии не менее 1 метра от батареи или другого отопительного прибора. Материал не любит прямого солнечного света, расстояние до осветительного прибора должно быть не меньше 0,5 метров. Также необходимо поддерживать среднюю температуру и влажность на уровне 70-75%.

Не менее важна стирка. Изделия необходимо сперва отряхнуть от пыли и грязи, после замочить на 1-2 часа в теплой воде с разведенной стиральной содой (1 чайная ложка на 10 литров воды). При замачивании лучше поменять воду: при слабом загрязнении достаточно одного раза, при сильном — 2-3 раза

После вещь нужно осторожно отжать и простирать руками в теплой мыльной воде. Тереть изделие нельзя — это испортит кружево

После стирки стоит прополоскать кружево 2-3 раза в теплой воде, затем в прохладной. При стирке кружевного белья или вышивки стоит положить изделия в специальные мешочки, чтобы не повредить их. Салфетки или скатерти можно пришить крупными стежками к белой ткани — это поможет не истрепать кончики, после вещи будет легче сушить и гладить.

В мире тканей кружево не сдает позиции уже многие века, а шантильи является одним из лучших и самых известных в мире. Его до сих пор используют при шитье платьев, особенно свадебных и вечерних, нижнего белья и аксессуаров.

Где применяют

В 40-50 годах прошлого столетия кинозвёзды часто появились в фильмах в костюме, украшенном этим кружевом. В настоящий момент шантильи используется для украшения дорогих неповторимых костюмов, во время изготовления готовых платьев.

Ключевые изготовители данного материала сотрудничают с популярными во всем мире домами мод. Изготовители нижнего белья очень часто применяют шантильи при разработке элегантных и уникальных комплектов.

Из этой ткани выполняют блузы, топы, юбки, коктейльные, вечерние и платья для свадьбы. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это мировой изготовитель таких изделий.

В настоящий момент французские кружева применяются как для широкого сегмента, так же и для неповторимых вариантов одежды. Очередной мировой изготовитель кружева – это Riechers Marescot. Очень хорошие ткани данных изготовителей дорого стоят. В online-магазине можно отыскать тесьму за 10-16 тысяч рублей за метр погонный. За 12-18 тысяч – очень дорогие большие ткани.

Распространенный вариант костюмов – верх из кружева, низ из другой ткани, либо наоборот. Варианты:

  • кружевная блуза и обыкновенные брюки;
  • ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка;
  • однотонная майка из хлопка и плетёная юбка;
  • джинсы и кружевная обувь без каблучка.

Шантильи применяют для декора текстиля для дома:

  • комплекты белья для постели;
  • салфетки, платочки;
  • скатерти.

При большом желании и наличии свободного времени можно лично красиво оформить приятные бытовые мелочи.

Как до этого времени, так и в настоящий момент, элитное кружево используют для интерьерного украшения и мебели. Это по карману не каждому, но и смотреться подобная комната будет богато и утончённо.

В продаже можно повстречать французский гипюр, сделанный в технике шантильи. Это крепкий, но тонкий материал, подойдет как для создания платья на свадьбу, так и для производства вечернего костюма. У гипюра шантильи есть растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особенным способом и сходны на реснички.

В настоящий момент его делают машинным способом в основном из волокон синтетики. В большинстве случаев это 100% полиэфир либо с добавкой нейлона. Есть варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Порой производят из 70-80% хлопка также с добавкой нейлона. Часто можно повстречать и варианты наоборот – подавляющая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавкой волокон «район» – особенных вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.

Тяжело найти в свободной продаже изделия работы сделанной руками. При этом они дорого стоят и производятся преимущественно из нитей из шелка.

Воздушное нежное кружево просит специального ухода:

Тончайшее бельё замачивают в тёплой чистой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают простым мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Потом чуть-чуть средства для стирки разводят в водной массе и взбивают в пенку, замачивают там на какое-то время изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в питьевой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе щекотливого моющего

Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не выжимают, чтобы не подпортить форму

Вешают на плечики в расправленном виде до засыхания.
Платье укладывают на днище ванны и какое то время поливают шлагом для душа. Простым мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Опять поливают душем. Замачивают на 2 часа в водной массе с добавкой средства для моющих работ с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают два раза и вешают на плечики до засыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым.
Пятна выводят простым мылом. Необходимо намочить брусок и потереть им испачканный участок. Потом прополоскать в первую очередь в тёплой, потом в холодной воде и высушить.
Занавеси сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся идеальными, гладить их не надо. Другой текстиль для дома закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и потом гладят.
Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с обратной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным рисунком не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички в первую очередь крахмалят спецсредством. Потом чуть-чуть подсушивают и гладят носиком утюга. Текстиль для дома утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок

Нельзя отходить от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро прийдет в негодность.

Шантильи – это тончайшее оригинальное кружево с историей в пару веков. Оно добавит наряду красоту и утончённость. Вечернее или платье для свадьбы станет смотреться изыскано и дорого.

ВОЛШЕБНЫЙ БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Особое свойство кружева (белого, слегка сероватого или цвета сливок) — высвечивать на фоне темной ткани лицо и кисти рук — давало возможность быстрого и более отчетливого рассматривания модели. Этот эффект «крупного плана » особенно заметен на полотнах старых мастеров.

Венецианские кружевные манжеты. Кружевное жабо. Венецианский воротник (галстук).

Переменчивость и богатое разнообразие белого цвета пленяли художников. Недаром все портретисты со времен эпохи Возрождения наслаждались его игрой, упивались элегантностью кружева.

Ипполит Коше в книге «Кружево» рассказывает, что старинные кружева хранили в особых шкатулках, выложенных изнутри сукном — чтобы они не отсырели и не покрылись ржавыми пятнами. Их передавали в наследство по женской линии.

Текстилю свойственно долго хранить запахи, тем более, что в 16 веке кружева практически не стирали. Толстый крахмальный слой предохранял нежное кружево от сажи сальных свечей, только иногда их полоскали в проточной воде. Они благоухали Востоком: Трапезунд, караваны до Шираза, Исфахана… Эфирные масла и благовония из розы, корицы, жасмина, иланг — иланга. Шорохи сказочного цветника…

Методы изготовления

Изготовление на коклюшках

На реечной тюлевой основе (известной с XVII века) орнаменты выполнялись вручную и подчеркивались контурами из более толстой нити. Чёрный (оксид железа) окрашенный органзин, матовая шелковая пряжа скрученная до 2000/м и тонкостью 2—12 текс использовалась исключительно для кружева шантильи. Кружево шантильи плели с помощью «глазурных стежков» натуральной чёрной (очень редко белой) шёлковой нитью, называемой «гренадин д’Але». Узоры из пряжи (кордонет) плели на тонкой сетчатой основе, они представляли собой характерные нежные мотивы — завитки, виноградные лозы, ветви и цветы.

Кружевоплетельные машины

Шантильи в настоящее время делают на машинах по специальной двухслойной (Grundbaum) технике. Для этого кружева характерна богатая узорчатость с затемненными изображениями листьев и цветов. По сравнению с историческими чеканными украшениями и гладкой поверхностью, на коклюшках заметны выступы, образованные поперечной нитью, обычно более грубой

Белое свадебное платье шантильи (Австралия, 1940 г.)

Вязальные машины

На вязальных машинах имитируют кружевное плетение в стиле шантильи, вывязывая рисунок с помощью узорной уточной нити.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Гипюр

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Характеристики и описание материала гобелен

Процесс изготовления вручную подразумевал создание узоров или рисунков при переплетении нитей основы разного цвета. История создания таких тканевых шедевров началась еще до нашей эры, но нарицательное обозначение этот вид ткани получил благодаря первой мануфактуре братьев Гобелен, которая специализировалась на плотных декоративных материях. Про трикотаж от Иваново и каталог одежды Злата читайте здесь.

Состав: из чего делают

Изготовление имеет много вариаций, в основном за счет комбинирования разных по структуре, расцветке, плотности волокон.


Нити основы играют важную роль в формировании рисунка, а все дополнительные — позволяют разнообразить узор дополнительными декоративными элементами.

Какие волокна используются:

  • натуральная шерстяная ткань;
  • шелковые нити;
  • хлопок;
  • вискоза;
  • акрил;
  • полиэстер, его производные.

Чаще всего сырье для материи идет смешанное, когда свойства натуральных волокон дополняются прочностью, практичностью, износостойкостью искусственных добавок.

Свойства и качество

Главные качества, которыми можно описать эту ткань: плотность, объем, разнообразие фактуры. Саржевое переплетение позволяет получить уникальные комбинации расцветок, повторяющийся или уникальный рисунок, сложное декорирование. Гобеленовая ткань обычно состоит из одного, двух или трех слоев, что определяет ее прочность, малую сминаемость. При должном уходе материя не деформируется со временем, отличается долговечностью, надолго сохраняет яркость расцветки. Про римские шторы для детской комнаты расскажет эта ссылка.

Преимущества и недостатки

Безусловным плюсом является высокая декоративность. В зависимости от используемого узора, это может быть имитация вышивки, текстильные картины, анималистические или растительные принты. Про бежевую ткань для мебели Etro Max читайте в этой статье.


Помимо всего прочего, материя отличается большой практичностью, хорошо сохраняет свою структуру, может похвастаться еще рядом дополнительных преимуществ.

Основные достоинства:

  1. Износостойкость.
  2. Долговечность.
  3. Цветоустойчивость.
  4. Плотность.

Полотна приятны на ощупь, не выгорают на солнце длительное время. Самым критичным недостатком считается жесткость, несминаемость, несколько грубоватая основа. Кроме того, для долговечной службы полотно нуждается в особом уходе, сухой чистке, минимальном контакте с водой. Про мебельные ткани Инстрой читайте тут.

Производство

Первые изделия изготавливались вручную, поэтому сам процесс отличался длительностью, кропотливостью роботы. С появлением ткацких станков производство значительно ускорилось. Примечательно, что современные станки, несмотря на значительные изменения конструкции, используют практически тот же принцип создания тканевых композиций, что его предшественники.

Для основы полотна берутся плотные натуральные (лен, дамаск, шерсть) нити, на которые вплетаются другие волокна.


Самыми редкими дорогими считаются гобелены из шелка, которые не изготавливают в массовом производстве.

Декор ткани выбирается из множества вариаций орнаментов, цветочных мотивы, геометрических узоров. Популярность получили тканевые картины, а также восточные орнаменты.

Виды гобеленовых тканей

Классификация волокон проводится по типу плетения (одно- иди двухсторонний рисунок), плотности, использованным материалам. Современные материалы подразумевают применение специальных пропиток, которые облегчают уход, придают полотну дополнительные характеристики. Про описание мебельной ткани кордрой узнайте в этом материале.

Что это такое

Ответа на вопрос, что такое гобелен, может быть два. Это декоративный ковер или тканая картина, которая украшает интерьер. Также гобелен — это такая особая ткань, что спутать с другими ее невозможно за счет особого вида переплетения нитей. И применяется она не только для изготовления настенных картин. Область ее использования гораздо шире.


Гобеленовое полотно

К сведению! Одежду из этой ткани носили египетские фараоны. Древние греки и римляне украшали дома гобеленами с изображениями подвигов богов и героев. Погребальные саваны в Перу шили из гобелена. Япония и Китай не остались в стороне, там гобелены создавались из шелковых нитей. А для изделий, которые предназначались императорам, использовали золотые и серебряные нити.

Создание гобелена — трудоемкий и кропотливый процесс, от ткача требовалось невероятное терпение. Для создания ковра размером 1,5×1,5 м требовался целый год. Поэтому изделия были штучные, выполнялись на заказ и стоили невероятно дорого.

В Европу гобелен (ткань) попала благодаря крестовым походам. Экзотические узоры пришлись по душе европейцам, и в 17 в. французы по фамилии Гобелен наладили производство декоративного материала. Ранее ковры — тканые картины называли шпалерами, но позже за ними закрепилось знакомое многим определение — гобелены.

В начале 19 в. француз Ж. Жаккард изобрел станок для производства сложных узорчатых тканей. С тех пор стоимость материала гобелен снизилась, а сам он стал несколько тоньше. Но и применяться стал шире.


Ткацкий станок Жаккарда

В России первая шпалерная фабрика появилась в эпоху нововведений императора Петра I. Именно он выписал из Франции лучших мастеров и основал шпалерную мануфактуру, на которой долгое время работали исключительно французские ткачи.

Вам это будет интересно История появления кружева шантильи: особенности

Современные техники производства:

  • на раму натягивают нити основы (они могут быть любого цвета, поскольку их в конечном изделии не будет видно), а уточными нитями образуют одновременно ткань и рисунок;
  • перекрестное переплетение нитей на станках;
  • машинное производство с соблюдением традиций ручного плетения.

Получается сложный рельефный рисунок, называемый жаккардовым по имени создателя станка. Большое количество нитей образует плотный и прочный тканый гобелен. Если необходимо получить двухстороннее изделие, берут две основы. Нити утка связывают между собой, двигаясь по заданному рисунку.

Важно! Правила русского языка гласят: правильное написание слова, обозначающее тканый ковер ручной работы, именно «гобелен», а «гобилен» или «габелен» являются недопустимыми формами. Слово произошло от французской фамилии Gobelin

Где используют французское кружево «Шантильи»

Это черное кружево используется в одежде, аксессуарах, интерьере. В середине XIX века из полотна шили пелерины, верхние юбки, накидки, шарфы. Делали и аксессуары:головные уборы, веера, броши,зонтики, перчатки, митенки, носовые платки.Шили вуали, прикрывавшие лицо и волосы.

Черное кружево смотрится необычайно эффектно на светлом фоне, поэтому его использовали при изготовлении элегантных нарядов и декорировании одежды: располагали по краю юбок, рукавов, горловины. В XIX-XX веках к наряду добавляли черные атласные ленточки, аппликации из бархата, которые придавали костюму особый драматизм. В кинофильмах 40-50-х годов в такие наряды одевали роковых женщин.

В современной моде «Шантильи» широко используется известными модельерами в одежде, в вечерних и свадебных моделях. По-прежнему актуально черное кружево на подкладке из светлой ткани. Он придает моделям оттенок ретро-стиля. Обычное сочетание: кружевной верх и простой низ, и наоборот. Например, ажурная блуза и брюки из гладкой ткани. Или лиф платья из ажура, юбка — из струящегося шелка.

Но не менее эффектно, изысканно, элегантно и даже по-королевски роскошно смотрится материал в нижнем белье. Например, известная марка белья La Perla использует его практически в каждой коллекции.

Из кружевного полотна «Шантильи» шьют свободные модели белья, используют его для украшения в виде вставок, окантовки краев, так как по большей части это кружево не эластичное, из него нельзя шить прилегающие модели.

Французским кружевом украшают трусики, майки, комбинации, бюстгальтеры, корсеты, туники.

«Шантильи» используют также для украшения предметов интерьера: постельного белья, салфеток, скатертей.

Особенности кружева «Шантильи»

В XVIII веке фоном кружева служила сетка в виде диагональных ромбов. На рубеже XVIII-XIX веков появилась сетка из восьмигранников, напоминающих пчелиные соты.

На сетчатом фоне располагались реалистично выполненные изображения разнообразных цветов: роз, маков, тюльпанов, ирисов, колокольчиков. В «Шантильи» рисунок, как правило, смещен к краю полотна, а на оставшемся свободном сетчатом фоне располагаются мелкие элементы. Рисунок у этого полотна двусторонний, одинаково объемный с двух сторон.

Еще одна отличительная особенность французского кружева: особым образом сплетенный край — в виде ресничек.

Иногда при плетении используется витой шнур — корд. Он усиливает основной рисунок, добавляя ему объемности. Изделие из такого полотна получается более жестким, сборка — более динамичной. Но если нужно создать легкий, воздушный образ, лучше не использовать ажурное полотно с кордом.

Кружево выпускается как в виде широкого полотна, так и в виде полос шириной 20-30 см.

История возникновения и описание

Во Франции плетёное кружево стало распространенным с 15 столетия. Моду на него привезла из Италии Екатерина Медичи. Заказывать его из Венеции было дорого, и благодаря этому было решено заплетать тут.

Кружево шантильи, что это такое? Именуется оно так по месту происхождения – маленькой городок Шантильи севернее Парижа. В первую очередь изготавливали чёрное и белое кружево из нитей из шелка, также из металлических нитей, из льняных; потом начали делать только чёрное кружево.

В семнадцатом веке в городе Шантильи выстроили несколько фабрик по изготовлению кружева.

В странах Европы оно вошло в моду и стало распространенным с сороковых годов 19 столетия. Его плели ручным способом, и стоило французское кружево шантильи слишком дорого. Только успешные люди приобретали себе подобную роскошь.

Изделие плели на плоской большой подушке. На неё крепили нитки с одной стороны, прочие концы накручиваются на коклюшки. Для производства маленьких вещей хватает одного куска ткани. Крупное делали отдельными элементами, которые потом соединяли между собой.

При Наполеоне третьем такое кружево применяли практически везде. Как во время изготовления маленьких изделий, так и больших:

  • шарфы, мантильи, пелерины;
  • юбки, зонты, носовые платки;
  • воланы, рюши на платьях;
  • накидки, жакеты;
  • наколки на волосы, веера;
  • перчатки и митенки.

В середине 19 столетия французские кружева обрели подобную популярность, что предприятия по их производству открылись в прочих государствах. Несколько подобных было в Бельгии.

В конце 19 – начале 20 столетия модными были белые или светлые платья, покрытые чёрным кружевом.

В восемнадцатом веке база смотрится как ромбовидная решётка. Две диагонали пересечены с одной горизонталью, направленной в обратную сторону. К началу 19 столетия сетка становится похожей на соты, как у шестигранного кружева из Алансона.

Алансонское кружево состоит из шестигранных ячеек. Как правило есть растительный, рисунок цветов. Сверху контуров орнамента нашивали белый конский волос. Для производства 1 квадратного сантиметра подобной красоты ручным способом потребуется 4-5 рабочих часов.

На стыке 18 и 19 веков рисунок алансонских кружев становится проще. Его применяют по контуру, на фоне исполняют небольшой рисунок бабочек, горошка.

В настоящий момент практически все кружева делают машинным способом, ручную работу отыскать не так уж и легко. В музее есть мастерицы, которые показывают технику изготовления алансонского кружева.

Валансьенское кружево стало распространенным в восемнадцатом веке после переноса сюда предприятия по изготовлению кружев. С 13-го столетия в Валансьене изготавливали лучший батист. С самого начала мастерицы из Фландрии обучали французских плетению кружева. Каждый рисунок был со всей серьезностью сплетён, сетка была точной формы, изделия были тонкими. После присоединения к Франции вид кружева изменился. Востребованной стала довольно тонкая сетка с уплотненным рисунком.

У кружева валансьен доминирует фитоморфный орнамент, ячейки сетки разные: круглые, квадратные, ромбовидные. Сетку и рисунок плетут одновременно, это выделяет этот вариант плоской поверхностью, отсутствием рельефа.

Такие варианты кружева сходны и они все из различных французских регионов.

Появление плетения

Зародилось уникальное плетение, вообще-то, в Италии и Бельгии. Вскоре тенденция на такую ткань распространилась и во Франции, где ее основоположницей стала королева Екатерина Медичи. Сама она была итальянкой, чем и объясняется любовь к кружеву.

Вскоре Екатерина даже пригласила знаменитого художника Винчиоло, воссоздавшего сборник всех кружевных узоров, которые только были известны.


Французское кружево

Французская ткань с орнаментом ретичелли очень быстро стала популярной. Как правило, такие вещи носили дамы из высших сословий.

В Алансоне появлялись рукодельницы, которые старались повторить знаменитую технику.

Министр финансов, увидев, какой популярностью обладают французские кружева, решил, что пора налаживать производство такого рукоделия в стране. Он пригласил 30 мастериц, которые обучались у него в замке.

Такое развитие событий Италии, где было развито производство, не пришлось по душе. Мастерицы стали подвергаться гонениям со стороны властей страны, и им пришлось уехать из Франции.

Но удалось обучить и передать технику французским рукодельницам. Полученные изделия показали королю, который высоко оценил тонкую работу. Монарх поручил отменить зарубежные заказы и появляться во дворце только в изделиях местных мастериц.

История появления и описание

Кружево «Шантильи» («Chantilly» по-французски, «Шантийи») — это тонкое, воздушное кружево из Франции. Сегодня оно является одним из самых распространенных видов плетения из черных шелковых нитей «Гренадин Алэ», а несколько веков назад оно способствовало успеху французских мастериц.

Кружево шантильи родом из Франции, из одноименного города

К достоинствам шантильи относятся:

  1. Аккуратность исполнения: все ячейки одинаковы по форме и размерам;
  2. Высокая прочность: достигалась использованием дополнительных укрепляющих нитей;
  3. Качество плетения;
  4. Интересные, сложные узоры.

Шантильи прекрасно смотрится на подолах и крупных поверхностях

На кружеве изображали различный узор:

  1. В XVIII веке была характерны фон из сетки-решетки из ромбов. Она получалась пересечением горизонтали двумя диагоналями, которые были направлены в противоположную сторону. Такая сетка называлась «point de Paris» или «point Chant».
  2. В конце XVIII — начале XIX веков в моду вошла сетка в виде пчелиных сот, подражающая кружеву Алансон.
  3. На узоре с решеткой «point grille» части рисунка плелись более плотно, чтобы узор был более объемным.
  4. Контуры рисунка с ажурной сеткой «point marriage» (также называлась «cinq trou» и «vitre») выделяют более плотной нитью.

Шантильи отличалось необычным узором

История материи началась в небольшом французском городке на севере страны. Считается, что первыми плести кружево начали итальянцы, они же придумали при плетении добавлять конский волос — это помогало получить выпуклые узоры. Вторыми секрет узнали в Бельгии. Кружевная ткань стоила очень дорого, его могли себе позволить только самые богатые семьи. Секрет изготовления не выходил за пределы Италии, что позволяло мастерам диктовать моду и условия.

Во Францию мода на кружево проникла в XVI веке: приехавшие из Флоренции королевы Екатерина и Мария Медичи привезли с собой моду на плетение с орнаментом ретичелла, а также мастеров для его производства. Вероятно, эти мастера и были первыми учителями французских кружевниц. Впрочем, местные умелицы быстро выучили основы и привнесли в кружево собственные идеи и традиции.

Кружево использовали не только в одежде

Примечательно, что кружево получило признание в родной стране.

Некоторые историки считают, что король даже приказал не заказывать больше плетение из других стран, дозволялось только местные работы.

Первое время только богатые люди могли позволить себе воздушное кружево ручной работы

На тот момент кружево, производимое в Алансоне (это был шитый гипюр), по некоторым параметрам не только не уступал итальянским работам, но и превосходил их. Французские кружева имели более мелкий, изящный и разнообразный рисунок: вышивались не только растения и орнаменты, но и небольшие фигурки, в основном это были люди и лошади. Рисунки составлялись выдающимися художниками, для мелкой работы использовались человеческие волосы.

В XVII веке вместо гипюра в качестве основы начали использовать тюль. В конце того же века появилась традиция располагать рисунок только по краям, оставляя пустое место для мелких украшений. Тогда же были построен несколько фабрик в Шантильи, которые производили плетеное кружево из черных и белых шелковых нитей, после — из металлических и льняных нитей, но в итоге делать начали только черное кружево.

Кружево называлось «блонды» и плелось вручную на плоской подушке: небольшие вещи производились одним куском, более крупные — отдельными частями, которые затем соединяются вместе незаметными сцепками. Через некоторое время фабрики открылись в городах Канн и Байе. Там плели блонды, которые вскоре получили новое имя — «Шантильи».

Ручная работа ценится намного выше, чем заводская

Шантильи стоило немало, оно было доступно только самым богатым семьям. Постепенно ручной труд сменился машинным, что позволило удешевить производство и сделать материал доступнее. Кружево получило особое распространение при Наполеоне III с 1840-х годов. Изделия отличались сложной композицией и обилием узоров: «поле»-сетка заполнялось различными цветами, узорами, бабочками, сердечками, горошком. Край обрамлялся свисающими лентами, бахромой и рюшами. Небольшое свободное сетчатое поле украшали мелкими мушками, цветочками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий