Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Старинный ковер как предмет с душой
Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.
Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
История ковроткачества
Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное – служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов – персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
История ковроткачества
Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное – служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов – персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
История ковроткачества
Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное – служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов – персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
Примечания
ковер // Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
англ. cover – покрывало, покров
ПСРЛ. – Т. 2. Ипатьевская летопись. – СПб., 1908. – Стлб. 57-88
Материалы для словаря древнерусского языка Труд И. И. Срезневского Санкт-Петербург, 1893. Том 1. столбик 1244
Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева
E. Barber
. «Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean» – Princeton University Press, 1991 – p. 202 – ISBN 069100224X , 9780691002248 «A scrap of another pile fabric was found in the 7th-6th century B.C. level at Karmir-Blur in Armenia, along with a garment with a small amount of tapestry decoralion dune in wool and bast on a wool warp (Verkhovskaja 1955). Unfortunately, we are given no information as to how the woolen pile was introduced. Similarly, the charred remains of both pile and weft-faced textiles in some sort of animal fiber were recovered farther south at flasanlu, from the late 9th century B.C. (Dyson 1964, 21)
»Barbara Brend”Islamic art”Harvard University Press, 1991 p240 ISBN067446866X, 9780674468665 p 43 Textiles and carpets
С. И. Руденко «Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н. э)» М.,1961
- Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982, Munich, 1982
Старинный ковер как предмет с душой
Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.
Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Ручная работа
Ковры, сделанные руками мастера, классифицируют по способу производства:
- Плетеные создаются путем завязывания узелков на нитях основы. Специалисты называют около 10 разных видов узлов: турецкий и тибетский, испанский, персидский и пр. На 1 кв. м шерстяного ковра приходится от 120 тысяч до 300 тысяч узелков, шелкового – больше миллиона. Мастер может завязать за смену до 10 тыс. узелков. Плетеные ковры имеют ворс разной высоты и бахрому.
- Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей (основа и уток) на ткацком станке. Тканые ковры безворсовые, к ним относятся килимы, паласы, сумах, дурри, джиджим, шаддах, сузани и пр.
- Валяные ковры свойлачиваются из шерсти. Особого распространения в Европе не получили, но используются на Востоке: ими покрываются крыши юрт, застилают полы.
Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей
Как делают ковры вручную? Технология не меняется много веков.
Сперва создается цветной рисунок ковра, определяются его параметры (ширина, длина, рассчитывается количество нитей основы и утка и пр.).
Как делают ковры мягкими? Это обеспечивает качественная шерсть, поэтому от ее подготовки зависит многое. Чаще мастера используют в работе шерсть овец, но порой в ход идет козья и верблюжья. Лучшая шерсть состригается с овец в возрасте 8-12 месяцев. Шерсть многократно чешут, моют, удаляя загрязнения, окрашивают. Традиционно мастера-ковроделы использовали натуральные красители, собирая и высушивая местные растения.
Затем шерсть прядут, изготавливая из нее нити для ковроткачества. Лучшая пряжа состоит из 5-7 ниток, скрученных в одну.
Наконец, мастер приступает к созданию ковра, используя метод плетения или ткачества. Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы. Как делают ковры? Небольшое изделие может соткать один мастер, над большим ковром трудится одновременно целая команда. Один мастер в месяц создает 4-5 кв. м ковра.
Готовое ковровое изделие тщательно моется, чтобы убрать остатки нитей и грязь, затем сушится
В это время важно аккуратно растянуть ковер, чтобы сохранить его форму.
Окончательный вид ковер приобретает после стрижки, когда мастер выравнивает высоту ворса.
Процесс изготовления ковра вручную
Зная, как делают ковры ручной работы, можно визуально отличить ковер ручного производства от машинного:
- цвет ковра переливчатый, т.к. при завязывании узелков ворсинки наклоняются в одну сторону;
- сторона, с которой началось плетение ковра, чуть шире, чем конечная –когда узелки в ходе работы уплотняются;
- рисунок виден и со стороны основы;
- нити могут быть окрашены неравномерно;
- высокая стоимость, по которой можно определить, где и как делают ковры.
Самые дорогие ковры ручной работы производят в Турции, Марокко, Армении.
Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы
Весь мир – ковер
Есть на Востоке красивая сказка, что после сотворения небес была создана земля, расстеленная под солнцем нарядным ковром. Поэтому множество ковров на стенах и полу было не только признаком богатства восточного дома, но и талисманом, хранящим семью от бед. История ковроткачества в восточных странах насчитывает более 5 тысяч лет.
Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии
Шахи и султаны тщательно оберегали тайны производства ковров. Например, в Пакистане тот, кто раскрывал иноземцам секрет, как делают ковры, лишался рук. Каждый ковер был предметом уникальным, а благодаря высокому качеству используемой шерсти и мастерству умельцев с течением лет ковер не выцветал, не утаптывался, а становился пушистее и краше.
С давних времен Туркмения, Иран, Пакистан, Турция, Армения, Китай поставляли в Европу красивейшие шерстяные и шелковые ковры с тонкими узорами. Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии.
Плетеные ковры создаются путем завязывания узелков на нитях основы.
Старинный ковер как предмет с душой
Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.
Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.
Химическая чистка
Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно, поскольку для этого требуются:
- специальное оборудование;
- специальные реагенты.
Однако ковер необходимо 1 раз в год отдавать в химчистку, чтобы избавиться от грибков и микробов, эффективно удалить пыль и загрязнения.
Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно
Как делают химчистку ковров профессиональные клининговые компании:
- Первичная обработка. Промышленным пылесосом мощностью более 1000 Вт ковер чистится.
- Удаляются отдельные загрязнения, пятна. Для этого применяются профессиональные составы, которые ликвидируют даже сложно выводимые пятна крови, жира или краску.
- Химическое средство очистки наносится на всю поверхность ковра и смывается профессиональным полотером, оснащенным насадкой-щеткой с длинным ворсом.
- Моющим пылесосом убираются остатки реагентов и воды.
- Сушка осуществляется при помощи воздуходувного аппарата или на солнце.
Химическая чистка ковра
Европа
В первые века нашей эры ковры и гобелены стали привозить в Европу. Привозимые с Востока необычные изделия, настоящие произведения искусства, сразу же вошли здесь в моду, и, судя по всему, до сих пор из нее не вышли.
Средневековая Европа активно принялась производить ковры и гобелены, и устилать ими залы дворцов, будуары, опочивальни. Ими украшали пол и стены, из гобеленов делали перегородки для комнат. Далее спрос родил предложение, и в середине XIX века в Европе производство было поставлено на коммерческую основу.
Стало появляться множество новых техник ткачества, производство постепенно стало упрощаться, удешевляться и ускоряться, чтобы удовлетворить потребности всех желающих заполучить модные и практичные вещицы.
По сей день сохранилось множество древних способов плетения. Сейчас производят ковры, и серийно на специальных фабриках, и по индивидуальным заказам вручную. Ручная работа ценится очень дорого, тогда как фабричные изделия вполне доступны. Мы с вами можем позволить себе выбрать свой идеальный вариант в зависимости от наших предпочтений, возможностей и потребностей.
Просмотров страницы: 451
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Ковры России
Главным центром ковроткачества считается город Суджа. Именно здесь в XVII веке начали ткать ковровые изделия для бытовых нужд, такие
как дорожки в дом, покрывала на сундуки, попоны для лошадей. Использовали при этом
грубую шерсть. А уже в XIX веке ковры начали приобретать оттенок
изящества, на них стали изображать пейзажи.
Однако в основном суджанские ковры имели геометрический или обобщенный растительный
орнамент. При этом применялись самые яркие и чистые цвета. С конца XIX века растения на коврах начинают приобретать точной
образ: маки, розы, шиповник. При этом поменялась и композиция этого изделия – в
центре ковра изображается пышный букет, а вокруг проходит кайма в виде цветовой
гирлянды.
Орловщина также славится своими коврами.
Однако только со второй половины XIX века начался
расцвет подобного ремесла. При этом каждый ковер имел свое предназначение, они
отличались по рисунку. Если изделие предназначалось для саней, то на нем
изображался крупный геометрический узор. Если ковер должен был украшать сундук,
значит рисунок содержал мелкие цветовые орнаменты.
Свадебные ковры были самым главным атрибутом приданого невесты. Такие
изделия изготавливали на станках из шерсти, которая обрабатывалась руками. И пряжа
красилась вручную только натуральными красками, которые
получали из коры деревьев.
А вот в Воронеже фабрика в селе
Елань-Коленовск до сих пор выпускает ковры, процесс изготовления которых
основывается на старинных традициях ковроткачества.
Разнообразие узоров может поразить любого знатока подобного искусства. Однако
самыми известными считаются невестины
ковры, которые даже сейчас являются главным предметов экспорта в зарубежные
страны.
ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Старинный ковер как предмет с душой
Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.
Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Примечания
ковер // Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
англ. cover – покрывало, покров
ПСРЛ. – Т. 2. Ипатьевская летопись. – СПб., 1908. – Стлб. 57-88
Материалы для словаря древнерусского языка Труд И. И. Срезневского Санкт-Петербург, 1893. Том 1. столбик 1244
Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева
E. Barber
. «Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean» – Princeton University Press, 1991 – p. 202 – ISBN 069100224X , 9780691002248 «A scrap of another pile fabric was found in the 7th-6th century B.C. level at Karmir-Blur in Armenia, along with a garment with a small amount of tapestry decoralion dune in wool and bast on a wool warp (Verkhovskaja 1955). Unfortunately, we are given no information as to how the woolen pile was introduced. Similarly, the charred remains of both pile and weft-faced textiles in some sort of animal fiber were recovered farther south at flasanlu, from the late 9th century B.C. (Dyson 1964, 21)
»Barbara Brend”Islamic art”Harvard University Press, 1991 p240 ISBN067446866X, 9780674468665 p 43 Textiles and carpets
С. И. Руденко «Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н. э)» М.,1961
- Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982, Munich, 1982
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Специфика обработки
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей – по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft
– «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
История ковроткачества
Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное – служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов – персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
История ковроткачества
Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное – служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI -XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице , эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов – персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).