Ковроделие в жизни общества
Азербайджанские дети играют на ковре во время праздника Новруз
Ковроделие тесно связано с повседневной жизнью и обычаями общества. Так, девочки, сидя на коврах, гадают и поют традиционные песни на праздник Новруз. Ковёр широко используется для украшения мебели и дома, а также специальные ковры ткут для лечебных целей, для свадебных церемоний, при рождении ребёнка, для траурных ритуалов и молитв. В большинстве домов, в основном, в гостиных, а также в спальнях ковры вешаются на стены, на пол же, в соответствии с традициями, стелятся маленькие ковры и паласы.
В прошлом ковроткачеством занимались практически в каждой азербайджанской семье. Это искусство настолько ценилось в народе, что приходившие сватать девушку обязательно спрашивали, умеет ли она ткать ковёр.
История ковроткачества в Тюменской области
Одним из старейших регионов российского ковроткачества является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.
В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров представлялись на всевозможные выставки. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.
В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.
В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.
Немалую роль в творческой работе мастериц играли всевозможные пособия по женским рукоделиям. В этот период пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре обычно на чёрном фоне помещался букет из двух–трёх роз или красных маков, розово-малинового, желтого цветов, с небольшим оттенком в окружении листьев, веточек, травинок. Например, на картине В. И. Сурикова, 1891 г. «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковёр ручной работы. Это ковёр с длинным ворсом, где на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.
В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на ковре означает могущество и богатство.
Ковроткачество в Азербайджане
По свидетельствам археологов уже во II столетии до н. э. в Азербайджане началось стремительное развитие ковроткачества. Первоначально появились на свет тканые ковры без ворса. Назначение их было вполне хозяйственным – ими укрывались, шили одежду, занавесы в шатрах.
Мастера III–VII вв. освоили практику изготовления шелковых изделий. В XIII–XIX веках азербайджанская ковровая продукция экспортировалась в Россию, страны Востока и Европу. Оригинальные орнаменты покорили многих итальянских и голландских живописцев. Они встречаются на полотнах Ганса Мемлинга, Карло Кривелло и Доменико Мороне. Спрос на изделия не иссякает и поныне.
Яндекс картинки
Ковры в XXI веке
И в третьем тысячелетии в них всё ещё живо чувство прекрасного. Санные ковры в советское время в Тюменской области выполнялись с геометрическими узорами. Нередко включались изобразительные мотивы птиц, изображение головы коня и подковы. Ковры с подобными изображениями вешались и на стену.
Ковёр Ишимской ковровой фабрики, 1979 год. Свадебный подарок, село Большая Ченчерь
В советское время в Тюменской области было организовано два ковровых предприятия: Ишимская ковровая фабрика (г. Ишим, 1935 год), Тобольская ковровая фабрика (г. Тобольск, 1955год).
Ишимская ковровая фабрика обанкротилась в 1998 году, не выдержав условий нового времени. Последние ковры, что остались на складе, передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве Ишимских ковроделов. В 2001 г. самобытный промысел начался с регистрации ООО «Сибирская ковровая фабрика». В коллективе вновь собрались высококвалифицированные ковровщицы со стажем 20 и более лет. Благодаря энтузиазму мастеров, ручное ковроткачество вновь возродилось на сибирской земле.
В настоящее время ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило махровую традиционную технологию ручного сибирского ковроткачества, известного ещё с 18 века. Эта технология позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит, и без швов. Эта технология позволяет использовать до 100 цветов пряжи, а в машинном производстве — не более 12. Есть станки вертикальные и горизонтальные. На горизонтальных станках ткут ворсовые и безворсовые ковры, а на вертикальных ткутся махровые ковры.
По приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июня 2010 года ООО «Сибирская ковровая фабрика» вошла в Реестр предприятий Народных Художественных промыслов Российской Федерации.
Тюменские мастера при создании ковров следуют сложившимся художественным традициям, сохраняя общероссийский характер коврового искусства. Новое в работе этих предприятий использование пастельных тонов: серебристых, зеленовато-розовых. Используются композиции ковров с геометрическими узорами. В геометрических рисунках ковров преобладают мягкие белые, коричневые, бежевые, золотистые, серо-голубые тона. Использовались контрастные и яркие оттенки красных, синих, зелёных, жёлтых и фиолетовых цветов.
Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой. Один ковёр размером 2 на 3 метра делают ткачихи в течение 2-х месяцев. Поэтому изделия получаются дорогими: от 10–15 тысяч за один квадратный метр.
Для изготовления ковров используется чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Шерсть специально обрабатывается, поэтому ковры не подвержены моли и другим вредителям. Если к ковру относиться бережно, он прослужит лет 70-100. И может передаваться по наследству. Ковровая фабрика работает по двум направлениям: здесь изготовят любой ковёр по заказу с любым орнаментом. И в то же время поддерживается традиционное искусство, изготавливают ковры с традиционным сибирским орнаментом. Чаще всего это яркие цветы.
В некоторых сёлах до сих пор дарят ковры ручной работы молодожёнам на свадьбах. По преданию, такой ковёр служит надёжной защитой жилища и благополучия семьи. Тюменский ковёр -ровесник Тюмени, за это время почти не изменилась и технология ковроткачества, она только усовершенствовалась. Теперь работа в «Сибирской ковровой фабрике» идёт по шести направлениям:
• ковры ручной работы из натуральной шерсти,
• ковры по детскому рисунку,
• сувенирные ковры с логотипами,
• полушерстяные ковры машинного производства,
• по заказу от сувенирного до коллекционного,
• ковры с традиционным сибирским стилем.
Современное ковроткачество — это традиции, уходящие вглубь веков и новшества, гармонично сочетающиеся с традициями.
Школы и стили азербайджанского ковра
Направления различаются по композиции, изобилию мотивов, цветовой палитрой и техникой исполнения.
Бакинская
Охватывает поселения Апшеронского и Хызинского регионов. Основные отличия:
- по центру шестиконечный либо четырехугольный медальон, удлиненные многоугольники;
- основной узор – крючкообразные ромбы;
- по краю расположены различные листья;
- применение символов – четверка, восьмиугольная звезда;
- шерстяные нити нежные, ворс средний;
- краски бежевые, красные, небесные, желтые, горького шоколада.
Гянджинская
Центр этой школы – город Гянджа. Ковры обладают грубым плетением, натуральным высоким ворсом, узором из восьмиугольников. Три медальона расположены в длину. Насыщенные красные, синие, ярко-
зеленые цвета, а также темные коричневые, черные оттенки.
Казахская
Это направление охватывает площади Казахского, Агстафинского, Товузского района. Основными отличиями являются грубое плетение, натуральный высокий ворс, насыщенная цветовая палитра. По центру располагается квадрат и два прилегающих квадратика, на разных тонах фона изображены звезды.
Карабахская
Школа развивалась в двух районах с центром в Шушинском округе. К основным характеристикам можно отнести центральный медальон, реалистичные орнаменты цветочных узоров и приглушенные расцветки.
Кубинская
Центр ковроткачества в городе Куба. Основные отличия:
- сложные медальоны, вытканные по всей длине;
- изображен животный и растительный мир, геометрические рисунки и орнаменты;
- ворс роскошный, упругий;
- цвета насыщенные, изображения оттенены контрастными тонами – зелеными, оранжевыми.
Ширванская
Формировалась на территориях юго-восточного Кавказа. Ковры Азербайджана характеризуются замысловатым дизайном, включающим элементы домашнего уклада, людей, разнообразных животных, птиц. Применялись зигзагообразные, треугольные и гексагональные рисунки, звезды.
Яндекс картинки
Процедура
Инструменты для ткания азербайджанских ковров
По технике изготовления и фактуре азербайджанские ковры делятся на два резко разнящихся вида: безворсные («паласы», «джеджимы», «сумахи», «килимы», «зили», «верни» и др.) и ворсовые (большие — «хали» и сравнительно мелкие — «халча»). Иранский учёный-искусствовед Карим Мирзаи в своём очерке «Азербайджанский ковёр от Дербента до Сарбанда через Шахсевенов», исследуя на основе трудов Яна Беннета, Лятифа Керимова и Николаса Фоккера воздействие этнографической группы азербайджанцев — шахсевенов на развитие ковроткачества в Азербайджане, начиная с XVII века, приводит следующую типовую градацию азербайджанских ковров на основе техники исполнения: тип «Борчалы-Казак»; тип А — кубинский ковёр «гюмюль»; тип А-1 — «муганский ковёр»; тип А-2 — «занджанский ковёр»; тип А-3 — «сарбандский ковёр»; тип Б — «шушинский ханский ковёр»; тип Б-1 — «тебризский ковёр»; тип Б-2 — «сарбандский тебризский ковёр»; тип В — «кубинский алпанский ковёр»; тип В-1 — «зенджан-алпанский»; тип Г — «дербентская бута».
Ковроделие является частью семейной традиции, которая передаётся как устно, так и в ходе практических занятий. Весной и осенью мужчины стригут овец, пока весной, летом и осенью женщины собирают красители, прядут и красят пряжу. Ткачество осуществляется в течение зимы женщинами — членами большой семьи, девушки обучаются у своих матерей и бабушек, а невестки помогают своим свекровям. Ковёр производится на горизонтальных или вертикальных станках с использованием разноцветной шерсти, хлопка или шёлковых нитей, окрашенных натуральными красителями. Применяя специальные методы, чтобы создать ворсовые ковры, ткачи завязывают ворсовую пряжу вокруг нитевой основы; безворсовые ковры изготовляются по-разному, когда переплетаются ткани с разнообразными узорами. Резка готовых ковров из ткацкого станка — необычайно важная процедура.
Cлаву ткачей, способных соткать ковры любого качества и сложности, начиная от простых шерстяных, заканчивая сложными шелковыми коврами, приобрели азербайджанские ковроткачи Тебриза.
Удивительная история азербайджанского ковроткачества
На территории Азербайджана ковроткачеством занимаются с бронзового века (с конца второго-начала первого тысячелетий до нашей эры), что подтверждается разнообразными археологическими находками.
В городе Маку на юге страны археологи обнаружили глиняную лошадку 20-го века до нашей эры, на которой была попона, украшенная цветами. Рядом с озером Урмия есть холм Гасанлы, где нашли золотую миску первого тысячелетия до нашей эры. На ней изображен лев, на которого накинута попона.
А в городе Мингячевир археологи обнаружили катакомбные захоронения первого – третьего веков, где, судя по остаткам, лежали ковры и паласы.
Развитие азербайджанского ковроткачества описано в работах Ксенофонта, Клавдия Элиана, Геродота и других античных историков. С третьего по седьмое столетия на Востоке правили Сасаниды, при которых для изготовления ковров уже использовали шелк, серебряные и золотые нити. Азербайджанские ковры были описаны армянским историком седьмого века Мовсесом Каганкатваци.
Во времена Средневековья в Барде, Шемахах и Тебризе производили безворсовые ковры из серебряных и золотых нитей. Согласно сообщению путешественника Энтони Дженкинсона, который посетил Азербайджан в 16-м столетии, Абдулла-хан пригласил его в Шемахы, в свою летнюю резиденцию, где англичанина поразил ковер из серебряных и золотых нитей.
Правитель того же города показал голландскому путешественнику 17-го столетия Яну Стрейсу лошадиную попону из золотых нитей, для украшения которой использовались драгоценные камни и жемчуга.
В 13-14-х веках Азербайджан занимался продажей ковров за границу. Известные европейские художники запечатлевали их в своих шедеврах. Газахский ковер можно увидеть на картине «Послы» немца Ганса Гольбейна, творившего в 16-м веке. Ян Ван Эйк нарисовал зейвинский ковер на полотне «Алтарь Девы Марии». В 15-м столетии фламандский живописец Ганс Мемлинг изобразил ширванский ковер на картине «Мария с младенцем».
В 1872 году в Москве проходила Политехническая выставка, где можно было увидеть азербайджанские ковры. Через десять лет изделия этой страны попали на Всероссийскую художественно-промышленную выставку, где их создателей наградили серебряными и золотыми медалями.
Красотой азербайджанских ковров восхищались люди, посетившие во второй половине 19-го и начале 20-го веков венскую, туринскую, лондонскую и берлинскую международные выставки.
В 1967 году состоялось открытие Азербайджанского национального музея ковра, основанного по инициативе Лятифа Керимова, который также создал науку о ковроткачестве. Современное здание музея по своей форме похоже на свернутый ковер. Оно является украшением Приморского бульвара азербайджанской столицы.
А в коллекции британского музея Виктории и Альберта хранится знаменитый ковер «Шейх Сафи», копию которого можно увидеть в Баку.
Девять техник плетения
Cheten
Четен известен как самый примитивный и архаичный ковер. В основном его производят на северо-западе Азербайджана и на равнинах Мугана . Как правило, матовая структура является основой ковра, прежде чем добавлять цветные шерстяные или хлопковые нити.
Hesir
Этот вид ковров производится на юго-востоке страны ( Джлилабад, Масаллы, Лынкран и Астара ). Он сплетен из довольно толстых прутьев, закрепленных на натянутых веревках. Эти довольно прочные коврики, длина которых может достигать 7 м, используются для изоляции от земли.
Палас
Палас – один из самых известных азербайджанских ковров, производство которого широко распространено по всей стране. В основном они сотканы из хлопка и шерсти, но в прошлом они могли быть из шелка. Этот коврик легко узнать по тонким вертикальным линиям на более темном фоне. Палас даже носил одежду.
Ladi
Лади – это техника ткачества, которая в настоящее время используется в основном в горных деревнях на юго-востоке Азербайджана ( Ярдымлы, Лерик, Астара). Плетение осуществляется на горизонтальном ткацком станке. Ladi используется как покрывало или дверной коврик.
Jejim
Jejim очень близок к Palas с точки зрения производства, главное отличие в том, что линии горизонтальные, а коврики сравнительно меньше (от 3 до 5 метров в длину). Тонкий на ощупь Jejim использовался как наволочка, сумка для хранения и мешок для соли . Они были декоративными только в том случае, если были сотканы из шелка.
Шедде
Shedde традиционно производится в селах Джебраил, Губадлы, Лачин, Kəlbəcər и Lemberan . Он использует ту же технику, что и Палас, но линии заменены присутствием выровненных верблюдов.
Килим
Килим использует технику, которая позволяет создавать более сложные узоры, чем у Паласа, работая над областями ковра, а не по всей его ширине. Таким образом, килим может представлять геометрические узоры с чередующимися линиями паласа. Гадирга представляет собой особенно интересную вариацию, потому что в ней представлены геометрические зигзагообразные узоры с чередованием очень ярких цветов и нейтральных тонов.
Зили и лак
Zili & Verni во всех отношениях схожа с техникой Килим по составу цветов и узоров. Эти коврики отличаются тем, что они двусторонние, узор передней части такой же, как и узор спинки. Основными производственными площадями являются Ширван, Абшерон, Казах и Карабах . На Абшеронских Зилиях ( Бакинский район ) находятся фигурные изображения животных и людей.
Азербайджанские ковры: 9 вещей, которые нужно знать перед покупкой
Азербайджанские ковры известны во всем мире своим качеством и высокой художественной ценностью. Этот ковер может стать прекрасной инвестицией для вашего дома: он прослужит несколько столетий и не только потеряет свои цвета и привлекательность, но и станет еще более ценным и экспансивным. Однако чтобы купить действительно качественную вещь, вам нужно знать несколько вещей о ковроткачестве в Азербайджане.
Факт №1
Азербайджанские ковры могут быть плоскими и ворсовыми. Самый популярный тип плоских ковров, производимых в настоящее время в Азербайджане, называется «сумак» и «килим» и производится из овечьей шерсти. Ковры имеют абсолютно разные производственные процессы и узоры. Ковры, сделанные на севере страны, более обширны, чем те, которые производятся на юге, потому что они имеют более высокую плотность.
Факт №2
Ковры со сложным рисунком и тонкими орнаментами имеют высокую плотность, поэтому сделать их сложнее. Если ковер имеет очень большие элементы, центральное поле имеет мало деталей, и граница также очень проста, то этот ковер был произведен очень быстро, он имеет низкую художественную ценность и, скорее всего, низкую плотность. Цена за этот ковер не должна быть высокой.
Факт №3
Существует семь регионов в Азербайджане, которые производят ковры: Баку, Ширван, Куба, Табриз, Карабах, Гянджа, Газах. Каждый регион имеет свою технологию, типичные узоры и цвета.
Факт №4
Основные цвета азербайджанских ковров — красный, синий, зеленый, желтый и кремовый. Ковры, которые имеют бирюзовый фон, например, скорее всего, производятся в Иране, так как там это очень популярный цвет. Каждый регион имеет свои популярные цветовые палитры и, зная их, вы можете легко определить, откуда ковер.
Факт №5
Азербайджанские ковры в основном изготавливаются из шерсти (ягненка или овцы). В Азербайджане существует только один регион производства шелка — Шеки. Количество произведенного шелка очень мало, поэтому цены на настоящий шелковый ковер, изготовленный в Азербайджане, чрезвычайно высоки. Большинство магазинов в Баку продают шелковые ковры персидского стиля, произведенные в Китае (иногда также скрывая эту информацию от покупателей).
Факт №6
Обычно овец стригут два раза в год: осенью и весной. Шерсть, стриженная весной, мягче и ярче. Такие же характеристики применяются к шерсти ягненка и овцы. Еще одна особенность шерсти ягненка заключается в том, что она поглощает только натуральные красители, в отличие от овечьей шерсти, которая может поглощать даже искусственные красители. Очень интересно, какие ингредиенты используются для изготовления красителей. Например, для получения желтого оттенка используется лук, для коричневого — фундук. Именно поэтому ковры из овечьей шерсти в основном будут иметь ту же цветовую палитру, что и красный, синий, желтый и коричневый.
Факт №7
Каждый узор ковра что-то рассказывает. Обычно он представляет собой простую и домашнюю жизнь женщин, которые делают его, и пейзаж, который они видят каждый день из своего окна: стая овец, пасущихся лошадей, цветов и птиц. Иногда это символы, которые пришли в наши дни с древних времен. Каждая деревня имеет свои собственные узоры и, зная их, вы можете понять, где ковер был сделан.
Факт №8
Некоторые ковры, продаваемые в Азербайджане, имеют следующий эффект: если перевернуть их вверх дном, они резко изменят свой цвет. Причина в том, что некоторые производители ковров моют ковры с помощью смягчителей, а затем гладят их для достижения гладкости ворса.
Факт №9
Плотность — это одна из самых важных вещей, на которую стоит обращать внимание при покупке ковра. Чем больше плотность, тем прочнее ковер, и тем выше цена
Считается, что низкая плотность составляет от 25х25 узлов на квадратный дециметр. Высокая плотность — 45х45 узлов и выше. 60 x 60 узлов — очень высокая плотность, используемая для производства ковров для Дворца Султана. В наше время очень редко можно встретить ковры такого качества.
История азербайджанского ковроткачества
По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел, хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.
Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом к концу XV века.
Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:
Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век Ковер «Зейва», Губа
Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век
Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах
На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.
Деревенское рукоделие
Территория Большеченчерского поселения расположена на северо-востоке Казанского района. В конце 1919 года был образован Большеченчерский сельский совет Ларихинской волости Ишимского уезда. В начале 1924 года вошёл в состав Ларихинского района, а с 10-го июня 1931 года — в Казанском районе. С 1996 г. это администрация сельская, в последние годы — Большеченчерское сельское поселение, в составе деревни Малая Ченчерь, Вознесенка и Новопокровка.
Главное ее богатство — трудолюбивые, хозяйственные люди, творческие, любознательные и рукодельные. Рукодельницы мне помнятся с давних времён, они были ткачихами и вязальщицами, умели и знали толк в шитье, ткачестве, плетении, вязании. Такой вот станок, о котором я рассказала, был в семье моей бабушки, Настасьи Петровны, который позже она передала моей маме, Федосье Ивановне, своей снохе. У нас в деревне его называли «кросны». Был он и в других деревнях поселения. Его поочерёдно мастерицы передавали друг другу. Я помню предвоенные и послевоенные годы, когда моя бабушка ткала на нём холсты, очень тонкие и аккуратные, потому что шила вручную нижнее бельё, делала полотенца из холста.
Позже на таких станках ткали дорожки и ковры. Основа дорожек была хлопковая, а уток был из нитей овечьей шерсти, а если шерсти не было, эти нити делали из остатков ваты, старой ненужной ткани, нарезанной очень тонко. Ткань использовалась из поношенного постельного белья, рубашек, кофточек и т. д. Особенно увлекались дорожками в 60–70-е годы XX века: отдохнули от голодных трудных военных и послевоенных лет, хотелось в доме уюта. Моя мама ткала дорожки из ваты, которую пряла и красила в разные цвет, а также тканевые, выкрашенные яркими красками, получалось очень уютно. Очень непросто было эту нить получить, работа была трудоёмкая. Мама была очень увлечена этим рукоделием. Дорожек наткано было много и для себя, и для дочерей, и для внучек.
Ковровая «эпидемия» в деревнях наступила в 70–80-е годы прошлого века. Женщины не спали ночами, готовили материал для ковра: пряли, красили. Ждали, когда освободятся кросна, устанавливали, помогая друг другу. А ткали хозяйки всей семьёй, даже интересно было выбирать рисунок маленьким и девочкам, и мальчишкам. Рисунки копировали с ковров Ишимской ковровой фабрики, взяв напрокат ковер с понравившимся узором у кого-нибудь из односельчан или уже готовое домашнее ковровое изделие. Больше всего нравились рисунки в центре ковра — букет в обрамлении бутонов роз, зелёных листочков.
«Ковровые» легенды: безутешная вдова и милостивый Тамерлан
В Азербайджане существовала старинная традиция. Каждой девушке на изготовленном для дома будущего супруга свадебном ковре разрешалось изобразить то, что напоминало бы ей о детстве. Для некоторых невест это были любимые домашние животные.
Тюркская легенда рассказывает о султане. Он пошел на базар и в одной лавке увидел ковер, который его заинтересовал. Правитель спросил у продавца имя мастерицы и где она живет. Тот рассказал султану о девушке и отвел его к ней домой. Там правитель поговорил с ее родителями и спросил их, почему они не захотели выдать свою дочку замуж за ее любимого.
Отец и мать девушки удивились и поинтересовались, откуда султан знает об их семейной тайне. Тот сказал, что ему об этом поведал ковер. По его узорам и узелкам правитель понял, что девушку разлучили с ее любимым.
В Музее Лувра хранится красно-черный ширванский ковер, связанный с еще одной азербайджанской легендой о женщине-ткачихе, которая вначале для его создания использовала красные нитки, а после смерти мужа долго не могла снова приступить к работе. Затем от горя она взяла черные нитки и завершила изготовление этого ковра.
Еще одна «ковровая» легенда рассказывает о Тамерлане. После захвата Ардебиля хан встретился с местными шейхами в их шатре. Они сидели на желтом ковре, украшенном орнаментом «зидди инсан», что символизировало противоречивого человека.
Крашение шерсти
В красильных мастерских профессионалы красят пряжу красящими веществами преимущественно растительного происхождения, строго соблюдая многовековые традиционные техники окраски.[нужна цитата ] Для приготовления семи основных цветов (красный, зеленый, желтый, черный, темно-синий, белый, фиолетовый) и их оттенков, используемых при изготовлении ковров, профессиональные красильщики используют скорлупу зеленых грецких орехов, кожуру гранатов, индиго, листья шелковицы, айву. и растения грецкого ореха, и корни марены. Для достижения желтого и его оттенков используют шелуху лука, листья шелковицы, собранные поздней осенью, и т. Д. Для получения красного и розового цветов используется марена, а для получения темно-синего, синего и зеленого – краситель индиго. . В самом конце процесса окрашивания пряжи красильщик добавляет соль, квасцы или уксус в раствор красителя, чтобы увеличить интенсивность, стойкость и стойкость цвета. Затем окрашенные нити прессуются и сушатся по специальной технике.[требуется дальнейшее объяснение ]
Турецкие ковры в древнейшие времена
Первоначально, ковер использовался из-за его функциональности, а позже он имел декоративные элементы для адаптации к палаткам и окружающей среде. К слову самый старый ковер известный истории – пазырыкский ковер, датируемый 400 годом до нашей эры. Он был найден при археологических раскопках в Сибири, история этого ковра восходит к периоду скифов.
Пазырикский ковер.
Ковры эпохи кочевых турок-сельджуков имеют характерные синие и красные тона, некоторые арабские мотивы и куфический сценарий. Куфик – это каллиграфическое изображение арабских букв в прямых и угловых линиях. Куфические мотивы можно найти по краям ковров сельджуков с заостренными концами, как стрелки и крючковидные мотивы.
Одна из вещей, делающих ковры особенными, – это метод плетения, свойственный турецким коврам, называемый Ghiordes knot. Узел Ghiordes – это стиль двойного плетения, делающий турецкие ковры прочнее и долговечнее. (К слову даже турецкие ковры из бамбука обладают этими характерными узлами).
В XIII веке известный путешественник Марко Поло, посетивший Анатолию, отметил, что лучшие ковры были сотканы в Сивасе и его окрестностях, которые он назвал Туркоманья.
В XIV веке другой путешественник, Ибн Баттута, восхвалял турецкие ковры и писал, что ковры экспортировались во все известные торговые центры мира.
Красота турецких ковров привлекла внимание европейцев. Дворцы и дома аристократов были украшены ими
Художественный потенциал искусных турецких ковров заинтересовал европейских художников эпохи Возрождения. Ганс Гольбейн, Лоренцо Лото, Ганс Хемлинг, многие другие известные художники включили в свои произведения турецкие ковры.
Турецкие ковры на картинке Гольбейна.
Турецкие ковры в европейской живописи.