Ручная работа
Их разделяют по технике выполнения или по месту изготовления. Раньше вручную изготавливали даже те кружева, которые сейчас с лёгкостью выполняют машины.
Плетение коклюшками
На специальные палочки из дерева наматывают нити. После этого их перебрасывают с одной стороны на другую. Такие кружева бывают двух видов.
Парный метод позволяет получить длинную мерную полоску. От неё можно отрезать необходимый кусок. Сцепным способом плетут участки рисунка и соединяют их все вместе крючком.
Кружевная ткань, изготавливаемая таким способом — это старинный русский метод, получивший распространение при Петре I. Сейчас он считается самым дорогим.
Шитое кружево
Есть две разновидности таких изделий: игольный способ и хардагнер.
На полотне иглой делают стежки, этот способ похож на вышивку. Раньше из куска материи удаляли некоторые нити и соединяли оставшиеся стежками в определённом порядке. Теперь на тонкой бумаге рисуют узор, листок закрепляют на ткани и делают контур толстой иголкой. Потом заполняется стежками вся внутренняя часть.
Раньше это делали тончайшими льняными нитками, теперь используют разный состав и толщину. Популярностью пользуются вещи из органзы. Распространённый узор – цветочный.
Хардангер
Норвежское кружево на льняной белой ткани. Нити тоже белые, изредка кремовые. Гладью вышивают очертания, после этого маленькими ножницами вырезают определённые участки. Их удаляют пинцетом и разными стежками делают рисунок. Края шьют в самом конце. Этот вид кружева применяется для украшения одежды и домашнего текстиля – постельное бельё или скатерти.
Узелковое кружевное полотно
Делится на два вида: фриволите и макраме.
Фриволите
Французское кружево из нитей, закрученных специальным методом. Для него необходима определённая игла и специальные челноки. Из фриволите делают салфетки, декорируют ими бижутерию, полотенца, покрывала, скатерти, постельное бельё, одежду.
Макраме
Его тоже плетут узелковым способом. Для этого применяются толстые плотные нити, тесьма, бечёвка. Сейчас этой техникой делают шарфы и шали, салфетки, бижутерию, декоративные предметы.
Вязаное кружево
Читайте про: сухой закон непромокаемых тканей
Чаще всего его вяжут крючком. Иногда кружевные изделия делают с помощью спиц. В России такой способ вязки не считается кружевом.
Ирландскую разновидность изготавливают отдельными частями, которые потом объединяют в одно изделие. Раньше это было семейное занятие: каждый отдельно изготавливал листья, цветы, лепестки, трилистник. Затем готовые детали соединяли при использовании сетки.
Вязание крючком позволяет создавать разное кружево в зависимости от длины приспособления. Крючок применяют при вязании на шпильке или вилке. При вязании с планочкой понадобится что-то тонкое и длинное – например, линейка.
Ришелье
Его делают на тончайших видах тканей: муслин, органза, батист, тонкий лён, сетка
На материи вышивают рисунок, после чего осторожно вырезают ткань внутри него. Кружево получается объёмным, так как получается эффект светлых и тёмных нитей. Им украшают домашний текстиль и одежду
Им украшают домашний текстиль и одежду.
Итальянская ретичелла – наиболее известная и популярная разновидность кружева ришелье.
Плюсы и минусы изделий ручной работы
Положительные качества:
- изысканность, элегантность, дорогой внешний вид;
- экологичность, так как применяются только натуральные волокна;
- гипоаллергенность – на коже не появляются раздражения или покраснения;
- такие вещи не электризуются;
- гигиеничность изделий, хорошая воздухопроницаемость.
Отрицательные качества:
- высокая цена;
- осторожный и бережный уход.
- Оно приемлет стирку руками в прохладной или слегка тёплой воде.
- Изделия нельзя выжимать, надо дать воде немного стечь.
- Сушат их в расправленном виде в горизонтальном положении.
- Проглаживать такое кружево можно только через тонкую ткань или марлю.
- Нельзя гладить вещи с объёмными, рельефными узорами.
Вязание круга и квадрата
При вязании кругового мотива нужно делать прибавки петель в каждом круге. Но количество петель, которые нужно добавить, зависит от рисунка. При выполнении кругового мотива узором простых столбиков, на ряд равномерно прибавляется 6 петель. Если узор состоит из полустолбиков, равномерная прибавка будет — 8 петель. Для узора, состоящего из столбиков с накидами, прибавляется 12 петель, если столбики с двумя накидами — 16 петель на круг.
Выполняя кружево своими руками, состоящее из квадратных мотивов, прибавки выполняются в углах квадрата в каждом ряду. При выполнении мотива простыми столбиками в ряду прибавляется по 2 столбика в каждом углу. Если кружево будет вязаться мотивом, состоящим из столбиков с накидами, прибавка — 16 петель, по 4 столбика на каждый угол.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.
Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.
Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.
Вам это будет интересно Что собой представляют ткани рип стоп, их состав и особенности
Сколок бабочки, выполненный своими руками
Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!
Элементы узора
Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.
Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.
Салфетка с узором из дубовых листочков
Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.
Кружевная царевна-лебедь
Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.
Кружевная кошка
Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.
Кружевной трактор
В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.
Простые элементы ирландского кружева для начинающих: фото, схемы с описанием, инструкция, техника вязания
несколько простых мотивов ирландского кружева, выполненных крючком, со схемами
Рукодельницы, начинающие осваивать технику вязания крючком ирландского кружева, сталкиваются с рядом неприятных моментов:
- длительностью работы над первым фрагментом
- ошибками с контролем натяжения нити
- огромным количеством хвостов пряжи от готовых элементов
- неверно составленной выкройкой будущего изделия
Чтобы избежать подобных неприятностей, соблюдайте строго и внимательно:
- технику вязания каждого фрагмента
- чередование пряжи разной толщины, если это необходимо
- последовательность расположения и крепление мотивов в общем полотне
Еще о технике вязания ирландского кружева добавим:
- правильная выкройка — залог успеха и красоты будущего изделия,
- длина остатка пряжи у каждого фрагмента должна быть не меньше 8 см,
- специальная игла для вышивки поможет аккуратно скрыть все свисающие хвостики,
- принимайтесь за сложные узоры и крупные изделия после того, как вы набили руку и легко держите одинаковую плотность вязания,
- комбинируйте пряжу разной толщины для придания оригинальности изделию, например, тонкая — для сетки, средняя — для фрагментов, толстая — для отделки, акцентов,
- чем сложнее элементы ирландского кружева, тем более творчески подходите к соединению их между собой. Опытные рукодельницы советуют практиковать нерегулярную сетку для этой цели, нежели «соты» и/или филейную.
Ниже на картинке представляем технику вязания рассматриваемого стиля с учетом рекомендаций опытных мастериц:
техника вязания фрагментов ирландского кружева крючком
Один из важных моментов — если вы решили профессионально освоить технику ирландского кружева, вяжите его простые элементы каждый день в течение месяца.
Ниже добавляем схемы простых фрагментов и готовые фото последних.
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 1
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 2
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 3
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 4
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 5
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 6
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 7
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 8
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 9
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 10
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 11
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 12
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 13
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 14
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 15
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 16
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 17
схемы простых элементов ирландского кружева крючком, пример 18
Из истории вологодского промысла
Но откуда пришёл на Вологодскую землю этот промысел – не совсем ясно. Называют Голландию, Испанию и Германию возможными родоначальниками кружевоплетения. Однозначно, что кружево зародилось в Европе, а в первой четверти XIX в. оно уже существовало на Вологодской земле как промысел. Хотя плести кружево здесь начали очень давно – примерно в XVI-XVII вв. Но мода – сильный двигатель прогресса. И если в Европе стали украшать бельё кружевами, то им тут же стали подражать и в России – наша страна всегда была богата талантами. Во многих помещичьих усадьбах создавали свои маленькие «фабрики», где плели кружева и отправляли их модницам в Москву, Петербург.
В. Тропинин «Кружевница»
Недалеко от Вологды помещица Засецкая также организовала такую «фабрику», где выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья. Постепенно этот промысел переместился «в народ», это дело постепенно увлекало других и расширялось. Мастерицы во всех уголках страны стали изобретать свои узоры кружева.
В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.
Долгое время (почти до середины XX в.) преобладало мерное кружево для отделки белья. Позднее основными стали штучные изделия: дорожки, салфетки, нарядные воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.
В 1960 г. было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Ассортимент изделий этого объединения достаточно велик (более 300 наименований): мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников.
Музей кружева в Вологде
В 2010 г. в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.
Но увидеть дивные экземпляры вологодского кружева можно также в Вологодском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной .
Брюггское кружево: схемы и описание салфеток крючком для начинающих
Данная техника отличается от других видов кружева тем, что здесь главным элементом является так называемая тесьма. Ее вяжут не по кругу, как в обычных салфетках, а поперек. В процессе тесьму соединяют с другими частями за арочки.
Самая простая тесьма вяжется следующим образом:
- начало: 4 вп для основания + 5вп для арочки
- 1 ряд: 4 с1н в четыре петли основания, 5 вп арки, поворачиваем вязание
- 2 ряд: 4 с1 н в столбики 1-го ряда, 5 вп, поворот
- 3 и и все последующие ряды – как 2-й.
Таким образом получается дорожка из 4-х столбиков и арочки (ушки) с левой и правой стороны от нее.
Конечно, количество столбиков и петель в арочках нужно уточнять по схеме. Тесьма может быть и ажурной.
Предлагаю начать с самой простой схемы красивой салфетки.
Чертеж вполне понятный, а главное, тут уже прописана последовательность вязания, что нам и нужно и очень помогает разобраться.
1 этап — центральный цветок
Вяжем ряды с 1 по 6. Тут уже подробное описание я не стану делать, предполагаю, что обычные схемы все умеют читать, а без этого нам никак не обойтись. Хотя можно подглядеть и в моем видео.
После вязания 6- го ряда нитку отрезать и закрепить.
2 этап –тесьма А
Готовый цветок, связанный по 1-й части, отставляем в сторону, но не далеко, так как с ним мы будем соединять тесьму.
Набираем 4 вп и начинаем вязать простую тесьму с арочками из 5вп (как описано выше).
Провязав три ряда, набираем не 5, а 3 петли для арки и выполняем соединение с цветком. Для этого в любой лепесток в третье пико нужно связать столбик без накида, затем 2 вп и вернуться к вязанию тесьмы.
Провязать 4-й ряд тесьмы, 5 вп и 5-й ряд тесьмы.
Далее опять соединение: 2 вп, сбн в 4-е пико лепестка, 3 вп.
Продолжаем вязать тесьму до тех пор, пока с нижней стороны (с той, где соединения делали) не получится 8 полных арок.
Теперь выполняем соединение со вторым лепестком цветка аналогично и таким образом идем до конца.
3 этап – соединительный элемент В
Здесь нужно будет соединить все оставшиеся свободные арочки лепестков и тесьмы столбиками с тремя накидами.
Прикрепляем нить к правому лепестку за 1-е (снизу) пико, набираем 5вп подъема, с3н в 1-е пико левого лепестка, с3н во 2-е пико лепестка, с3н последовательно в 8 арок тесьмы, с3н во 2-е пико правого лепестка, соединительный столбик в 5-ю петлю от начала.
Все соединительные элементами между каждой парой лепестков нужно вязать отдельно.
4 этап – тесьма С
Набираем 9 вп, 4 с1н (1-й ряд) и теперь нужно сделать соединение с 1-й уже связанной тесьмой: 2вп, с1н в арочку тесьмы согласно схеме, 2 вп, продолжаем вязать тесьму и выполнять в нижней ее части соединения с участком А.
5 этап – кайма D
Прикрепляем нить к арочке 2-й тесьмы (см. схему) и вяжем 7 и 8-й ряды как обычно по кругу.
Начинающим, осваивающим брюггское кружево, советую непременно связать новогоднюю салфетку с названием «Снежное наваждение». В реальности она такая красивая, изящная, и не трудная. Как раз можно поучиться делать завитки.
Салфетка состоит из 4-х элементов тесьмы, этапы вязания на схеме прописаны в следующей последовательности:
- Тесьма А (третья, если считать снизу от центра).
- Тесьма Б (вторая от центра).
- Круговые ряды 1-4, идущие вслед за частью Б. При вязании 4-го ряда нужно выполнять соединения за арочки тесьмы А.
- Тесьма В (первая в центре), она цепляется с тесьмой Б.
- Тесьма с завитками – вяжем ее отдельно без соединений с другими элементами, только с арочками уже связанной части этой же тесьмы. А чтобы получить зигзаги (обведено круглыми линиями), нужно будет в 6 арочек связать один столбик без накида (связали часть тесьмы, теперь крючок вводим в предыдущую арку, вытягиваем рабочую нить, но не провязываем, затем так же цепляем следующую арку и так все 6, а потом все набранные на крючке петли провязываем вместе за один прием).
- Вокруг последней тесьмы вяжем ряд арочками из 7 петель.
- Часть Г – прикрепляем нитку к тесьме А, вяжем 2 ряда по кругу, во 2-м выполняем соединения за арки 6-го этапа.
- Соединительный элемент Д – нужно вязать столбики с одним накидом в арки тесьмы В.
Но я изменила последовательность и сделала так, как мне удобно, что тоже вполне возможно. Смотрите видео.
Приемы плетения кружева
Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.
Рассмотрим два основных приема работы с нитями:
- Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой “П”. Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано “П-П-П”. Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
- Скрестить. Обозначается в описании узора буквой “С”. Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой – по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано “П-С”. Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.
После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!
Плетение кружева – особенный вид народного ремесла. Воздушные и затейливые узоры вологодские мастерицы создавали при помощи коклюшек. представляло собой обычные деревянные палочки. Отличительными особенностями готовых изделий являются богатство орнаментов, разнообразие рисунков, чистота линий и соблюдение геометрических пропорций.
История возникновения кружева
Где именно зародилось это ремесло, превратившееся в настоящее искусство, доподлинно неизвестно. Единственное, в чем точно можно быть уверенными, что уже тогда кружево разделялось на две категории: оно могло быть шитым иглой или плетеным на коклюшках – тонких точеных палочках. Кажется, что этот вид декоративно-прикладного искусства – исконно русское ремесло, но на самом деле кружевоплетение пришло в Россию из Европы.
Кружевная работа – очень трудоемкий процесс. Сама технология плетеного кружева, в современном его понимании, возникла еще в XV веке. Тогда изделия представляли собой узкую полоску с геометрическим орнаментом и зубчатым контуром. Такие украшения стоили очень дорого, иногда продавались на вес, и позволить их себе могла только аристократия.
Уникальность техники
Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.
Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется “сцепками” или “решетками”. Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют “сцепными”. Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).
Есть мастера – “мерницы”, которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже “парное” плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.
Гипюр – родом из Венеции
Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.
В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.
В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.
Виды гипюра и его применение
Гипюровая ткань подразделяется на несколько видов:
- Классический гипюр. Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
- Гипюр с полиэфирными волокнами. Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
- Гипюр на сетке. Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
- Стрейч-гипюр. Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
- Гипюр-кожа. Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
- Трикотажный гипюр. Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.
Гипюр – положительные стороны и недостатки
Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:
- Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
- Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
- Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
- Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.
Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:
Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
Ткань не слишком проста в пошиве
Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.. Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом
Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.
Простые шарфы — схемы и описания для начинающих
На видео описание вязания крючком простого шарфа для начинающих:
Красивую модель для начинающих можно быстро и просто связать по представленным ниже схемам. Это весьма легкие и повседневные модели. Пряжа на фото представлена для осеннего или весеннего ношения. Для первого понадобится пряжа 100% акрил 4 оттенков, крючочек №5.
Схема на фото:
Пошаговое описание:
- Рекомендуется использовать простую технику добавления цвета (сначала нужно вязать столбики 1 оттенка во всю длину модели простой резинкой, на углу рекомендуется завязать кисточку из тех же нитей).
- Через 6-7 рядов (по усмотрению) добавить 2 цвет и вязать по тому же принципу.
- Далее продолжить действия с 3 и 4 цветом, привязать кисточки. Модель готова.
Для второго варианта понадобится: крючок №5, пряжа 100% акрил любого оттенка (лучше однотонного).
Схема и описание пошагово:
- Следует связать несколько рядов в ширину воздушными петлями.
- Далее продолжить вязание модели, чередуя данные петли со столбиками, выполняющимися с накидом.
- Рядов нужно столько, сколько будет длина изделия.
- Последний следует завершить воздушными петлями. Аксессуар готов.
Еще несколько несложных схем для тех, кто хочет связать крючком шарф:
Традиции
Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.
Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.
Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.
С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.
Первые шаги
Мы подготовили схему с подробным описанием, с помощью которой вы сможете понять основную технику работы. А именно такой полезной в хозяйстве вещи, как авоська. Когда все материалы собраны, нужно сделать сколок. Для этого на чертежной бумаге прорисовываем ромбики. Особенностью этой работы будет то, что основой под нее служит прямоугольный кусок пенопласта.
Сверху крепятся булавки, на каждую из которых навешивается пара коклюшек. Двигаться мы будем слева направо, сверху вниз, как бы оплетая нашу заготовку. Снизу вы можете увидеть последовательный фото-урок.
В конце к авоське нужно прикрепить ручку. И вот мы сделали первую готовую сумку своими руками.
Ткань с ажурной красотой
Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.
Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.
Основные характеристики ажурного кружева
Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:
Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.
В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.
Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:
Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.
Для чего применяется ажурная ткань
Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:
- свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
- бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
- нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
- шарфы и палантины;
- блузки для нарядных костюмов;
- воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.
Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.
Уход за изделиями из ажурной ткани
Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.
- Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
- Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
- Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
- Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
- Сушат изделие в расправленном виде.
- Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».
Ход работы
Такой мастер-класс научит делать простые изделия, которые потом можно применить для иных произведений.
Возьмите:
- деревянные палочки;
- валик;
- подставку для валика;
- нити;
- карандаш и бумагу;
- крючок для вязания;
- булавки.
- Создаем узор, по которому выполним наш рисунок. Его можно самостоятельно чертить на бумаге. Но профессионалы советуют новичкам приобрести его в магазине. Это гораздо облегчит работу.
- Прикрепим наш узор к валику. Предварительно качественно распределите наполнитель в валике, чтобы булавки в процессе не торчали.
- Намотайте нити на инструмент, как было расписано выше. Крепим булавку к верхушке сколка, сверху закрепим нитями.
- Узоры можно создавать разнообразные. Их сделайте самостоятельно или лучше всего приобретите в магазине. В последующих работах сможете сделать своими руками.
- Двумя палочками перевивайте нити, как будет показано в чертеже.
- Все действия выполняете до конца. Не волнуйтесь, в наборах для новичков все показано.
Вот такие кружева получаются благодаря простым узорам.
Получайте удовольствие от работы! Совет — не садитесь работать с плохим настроением. Материал все чувствует и может не поддаваться. В древности рукодельницы считали создание кружева таинственным делом. Поэтому такой промысел стоит уважать и относиться к работе как можно терпимее.
Разновидности елецкого кружева
За долгую историю существования елецкое кружево развивалось в разных направлениях и в итоге разделилось на несколько видов. Так, в революционной России были известны такие виды елецкого кружева, как:
- аршинное;
- мерное.
Аршинное кружево продавалось аршинами, то есть покупателю отмеряли столько полотна, сколько нужно. Штучное же кружево плелось, как правило, под заказ. Для этого вида кружева изготавливались специальные нитки и коклюшки, из которых плелись:
- скатерти;
- покрывала на зеркало;
- салфетки;
- одежда.
Еще одна разновидность кружева называлась на французский манер «валансьен» и стала визитной карточкой ельцовского кружева за рубежом. Отличительной особенностью валансьена была технология изготовления. Кружево выполнялось на прозрачном фоне из тонкой тюли, на котором переплетались изящные рисунки.
Также елецкое кружево было принято разграничивать по типу орнамента. В течение столетий мастерицам удалось сохранить старинный тип плетения, включающий два вида орнаментов:
- растительный;
- природный.
В растительном орнаменте кружевницы часто изображают растения, свойственные их родному краю. Например, в елецком кружеве популярны разные цветы, веточки, колосья, гречиха.
Природный орнамент состоит из изображений зимних рисунков на окнах, природных светил, фрагментов пейзажа. Иногда для того, чтобы выделить какие-либо элементы, мастерицы плетут их с добавлением более толстой нити, что придает кружеву особое очарование.
Источник фото: eletskruzheva.ru
Чем отличается техника ирландских кружевниц
В XXI веке при помощи современных технологий можно создать практически любое кружево. Теперь материалы с кружевом не считаются предметом роскоши и состоятельности, а являются простым механическим украшением одежды. Воссоздать можно игольное, челночное и коклюшечное кружево, но ирландское кружево (ИК) пока что не в силах повторить даже самое лучшее оборудование.
Техника ирландских кружевниц особенная и ее можно сделать только вручную. Объемная вязка делается при помощи тонкого крючка. Сборка множества отдельных компонентов иголкой — это кропотливый труд, который производится обычно при помощи манекена. Кружевница старается сделать единую композицию, чтобы она идеально сидела по фигуре и не было заметно швов.
Каждая мастерица специализировалась на создании отдельных мотивов. Одна плела цветы, другая узоры, третья соединяла детали воедино. Также к данному виду рукоделия часто привлекались мужчины, старики и дети — и у них довольно хорошо получалось справляться с кружевоплетением.
Техника плетения
Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:
- Самым первым этапом является создание сколка — рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек — зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
- Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
- В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
- Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
- По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.
Вам это будет интересно В чем отличия между бязью и сатином: какую ткань выбрать для постельного
Сколок для кружевоплетения
Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора
Плетение кружева