ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ
Иногда научить ребенка чистить зубы оказывается не так просто, как хотелось бы. Возможны следующие трудности.
- Малыш противится проникновению щетки в свою ротовую полость, воспринимает ее явно негативно. В этом случае родителям предстоит проявить терпение, но быть настойчивыми. Можно приобрести яркую, красивую щетку, которая первое время будет восприниматься как игрушка, а также развлекать кроху стишками, играми, стараясь вызвать в нем положительные эмоции.
- Ребенку может быть неудобно держать в руке щетку. В этом случае помогут тренировки («почистить зубы» куклам, другим игрушкам), а также занятия по развитию мелкой моторики.
- Дети могут испытывать дискомфорт из-за того, что очень грубая щетина повреждает их эмаль, в такой ситуации следует заменить щетку на более мягкую.
Родителям также важно содержать детскую щетку в чистоте, поэтому необходимо мыть ее не реже раза в неделю. Силиконовые и полимерные модели нельзя кипятить и обдавать кипятком, достаточно как следует промыть с использованием мыла, после чего – дать просохнуть
Срок службы инструмента – не более 2-3 месяцев, однако если малыш переболел инфекционным заболеванием, то замена должны быть произведена немедленно. Также если щетинки начали расползаться по разным сторонам из-за чрезмерно добросовестной чистки, то изделие подлежит замене.
Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки
Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и развитие ребенка?
Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому — это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.
Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам — всему, что делают по хозяйству взрослые, — как к игре. Для него все, что вы делаете, — такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.
Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п
Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя
Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел — это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.
Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел
Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:
- Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
- Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
- Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
- Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
- Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?
Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.
Вот так могут выглядеть ваши рутины:
Утро:
- Проснуться и улыбнуться
- Застелить постель
- Косметические процедуры и время для себя
- Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
- Просмотр запланированных дел на день
- И т.д.
Утро ребенка:
- Проснуться и улыбнуться
- Застелить постель с помощью мамы
- Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
- Почистить зубы и умыться
- Одеться в приготовленную с вечера одежду
- Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
- Покормить кота
- И т.д.
Как вы видите, рутины — это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку. Следующее, на что нужно обратить внимание, это:
Следующее, на что нужно обратить внимание, это:
- отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
- постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.
Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.
Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения — видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.
Как приучить ребенка выполнять обязанности по дому
Чтобы приучить дошкольника помогать, родителям необходимо набраться терпения и придерживаться следующих правил:
Не отказывайтесь от помощи малыша, даже если потом придется корректировать результаты его труда.
Учитывайте возраст помощника, привлекая его к трудовым действиям.
Если возраст крохи невелик, заинтересуйте его.
Покажите, где находятся инструменты для работы, и как надо правильно выполнять порученное дело.
Именно родители оказывают поддержку, поэтому каждое новое поручение сначала выполните вместе, а потом предоставьте дошкольнику самостоятельность.
Похвала – это необходимость
Таким образом ребенок увидит результаты и важность своей деятельности.
Не ждите, что результат будет идеальным. Маленький помощник только получает навыки трудовой деятельности.
Демонстрируйте положительную модель поведения
Только если вы сами трудолюбивы, аккуратны, любите порядок и чистоту, эти качества появятся и у малыша.
Обучение ребенка заправлять постель
Морин советует начинать как можно более конкретно, давая пошаговые инструкции по заправке кровати. «Это может включать в себя все, начиная от натягивания простыней и заканчивая упорядочиванием подушек, в зависимости от того, насколько грязной становится кровать вашего ребенка за ночь, — говорит она.
Может быть полезно показать ребенку каждый шаг и рассказать, как вы это делаете. (Говоря такие слова, как: «Сначала я подниму простыню и расправлю ее. Затем я натяну одеяло и заправлю его. И наконец, я уложу подушки»). Подойдите к одной стороне кровати и попросите их расправить постельное белье, затем попросите их сделать то же самое с другой стороны. Покажите им, как должна выглядеть кровать, когда она заправлена.
Сначала все может выглядеть немного растрепанным, но это нормально! Каждый раз, когда они заправляют кровать, пусть они сосредоточатся на другом навыке. Например, сначала пусть они поработают над тем, чтобы натянуть простыни так, чтобы они закрывали каждый угол. Затем они могут поработать над разглаживанием простыней, чтобы избавиться от всех замятых участков.
После того как они освоят это, они могут перейти к одеялу, а затем придумать, как упорядочить подушки. Как только они начнут понимать все основы, вы можете попросить их попробовать, пока вы контролируете процесс.
Когда речь заходит о конкретной задаче заправлять постель, Морин объясняет, что это полезная обязанность, поскольку ее нужно выполнять каждый день. Это приучает ребенка к выполнению обязанностей, что может мотивировать его к выполнению других дел. «Утренняя заправка постели также дает им возможность испытать чувство выполненного долга утром, и это может начать их день лучше», — добавляет Морин.
Чтобы сделать это немного веселее, Морин также рекомендует, чтобы ваш ребенок «научил» куклу или мягкое животное заправлять постель. «Обучение кого-то другого закрепит то, чему они учатся, — объясняет она. Чем больше они практикуются, тем увереннее становятся».
Для малышей с горой мягких игрушек на кровати выделите специальный ящик или место в комнате для их хранения. Утром покажите им, как брать каждую игрушку по очереди и убирать их. (Объясните, что гораздо легче заправлять кровать, когда все чисто!) Когда наступит время сна, они могут пойти в свой специальный уголок «игрушки на ночь» и выбрать те, с которыми они хотят поваляться.
Чем больше они будут практиковаться, тем увереннее они будут себя чувствовать
Помните, не важно, чтобы все было идеально — важно, что они старались!
Младшие дети в семье
Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:
- Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
- Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.
Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.
Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»
С чего начать
Уже в двухлетнем возрасте карапуз может в чем-то помогать маме – например, исполнять маленькие задания. Как раз в это время он начинает проявлять свою самостоятельность. Итак, что ему уже можно доверить? Когда малышу 2-4 года, ему можно давать самые легкие задания: принести маме какую-либо легкую вещь. В такое время он должен учиться самостоятельно одеваться и знать, где лежат его вещ с тем, чтобы потом всегда самостоятельно их складывать. Если карапуз видит, родители занимаются домашним хозяйством, то он будет стараться подражать им.
В 4 года мировосприятие маленького человека усложняется. Он уже в состоянии выполнять задания посложнее: навести порядок в уголке с игрушками, сложить свои вещи. Теперь можно привлекать его к уборке и – например, вытереть пыль или расставить тарелки перед обедом
Важно продемонстрировать ему: для вас ценна его помощь, вы благодарны ему за нее.
В пять лет надо приучать малыша к порядку систематически. Теперь он может самостоятельно:
- ежедневно застилать свою кровать,
- складывать игрушки;
- развешивать в шкафу одежду;
- ухаживать за домашними растениями;
- собирать вещи перед походом в детсад.
Не бойтесь начинать поздно. Даже если ребенку уже 9 лет, а он пока никогда не помогал вам.
Как подготовить вещи к стирке
Перед тем как начать стирать одежду для новорожденных, проведите небольшую подготовку. Приобретите небольшую корзину для белья, в которую вы будете складывать детские вещи отдельно от взрослых. На взрослой одежде, особенно на верхней или уличной, содержится много опасных микроорганизмов, с которыми даже стирка подчас не может справиться. Иммунитет взрослого человека способен легко бороться с подобными бактериями, а вот организм ребёнка для этого не приспособлен.
Разложите вещи на две группы: белые изделия отдельно от цветных. Если надо оттереть свежие пятна, пройдитесь по ним жёсткой щёткой с мылом.
Если вы приобрели совершенно новые вещи для ребёнка, стирать их тоже обязательно. Во-первых, они могут содержать крахмал, который не безопасен для новорождённого. Во-вторых, перед тем как попасть к вам, они могли пройти через сотни грязных рук и полок на складах.
Все вещи, которые можно постирать, потрите в тазике с мылом и ополосните водой несколько раз, а затем развесьте на сушилке и прогладьте. Или поместите в стиральную машинку, как мы говорили выше.
Если вещи нельзя подвергать стирке (тёплые конверты на выписку из роддома, шапки), то обработайте их паром. Для того подойдёт парогенератор или утюг с режимом отпаривания.
Пелёнки, верхние и нательные вещи должны стираться, сушиться и храниться отдельно друг от друга.
Знать, как сортировать грязные вещи
Прежде чем узнать, как стирать вещи, дети должны запомнить, как подготавливать белье к стирке. Удачная идея – поставить небольшую корзину для грязной одежды в каждой комнате. Это приучит ваших детей не разбрасывать вещи где попало. Покажите детям на собственном примере, что нужно застегивать пуговицы и молнии, опустошать карманы и класть одежду разных цветов в разные корзины… А еще обязательно вынимать из карманов салфетки или платочки, которые могут стать причиной того, что все вещи после стирки будут в бумажных ворсинках! Впрочем, если вы оставите в кармане бумажный платочек Zewa, то ничего страшного: она просто постирается вместе с одеждой, и ее можно будет использовать повторно.
Еще одна полезная идея – раскладывать чистое белье тоже в корзины. Две корзины рядом – для чистых и для грязных вещей – это идеально для сохранения порядка.
Конкретные советы
- знания
- навыки
Дать знания – ваша задача
Например, расписать план, как убрать в комнате, или как приготовить какое-то блюдо. Согласитесь, любую задачу легче решить, разбив ее на несколько этапов. Например, план уборки в комнате может быть таков:
— убрать разбросанные вещи в шкаф, грязные – в стирку.
—
убрать со стола, сложить книги и тетради по местам, всю остальную мелочь – тоже;
— перестелить постель (или застелить);
— пропылесосить;
— вытереть пыль; — позвать маму.
Хорошо еще ограничить время. От степени запущенности – от получаса до час. Это мобилизует. И пообещать сюрприз, если уложится во время и сделает уборку качественно. Окончание должно быть радостным и неожиданным, дабы закрепить полезный условный рефлекс на уборку.
Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате
Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка — это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.
Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.
Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.
Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок — очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе — это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек — это бардак, а для ребенка — это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, — это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).
Уборка — не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка — это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.
Формирование привычки — это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.
Как приучить ребёнка к домашних хлопотам
Родителям следует знать и помнить, что они являются для своих детей самым ярким примером для подражания. Чаще всего мамы являются примером для девочек, а папы — для мальчиков. Хотя бывают исключения, но факт остаётся фактом.
Сначала ребёнок наблюдает за родителями, за тем, что они делают, а затем и сам хочет принимать участие в процессе. Поэтому собственным примером показывайте чаду, что уборка, мытьё посуды, приготовление пищи и прочие домашние дела — это неотъемлемая часть семейной жизни, где у каждого есть свои обязанности.
Не бойтесь показывать малышу, что вы нуждаетесь в помощи. Ведь дел по дому так много, и у вас может не хватать времени что-то выполнить. Попросите о помощи своего ребёнка. Дайте ему такое поручением, которое малыш без труда сможет выполнить сам.
Прививать интерес ребёнка к домашним хлопотам необходимо с самых ранних лет. Некоторые психологи советуют тренироваться на игрушках. К примеру, когда мама готовит для всех ужин, дочка может в это время играть с каким-нибудь кукольным набором, в который входят игрушечные продукты.
Или пока папа мастерит или чинит что-нибудь, сын в это время может тоже «помочь» ему своими детскими инструментами. Может, совет не так плох, но другие психологи рекомендуют всё же абстрагировать помощь ребёнка в реальных делах. Ведь малышу не составит большого труда помогать маме доставать продукты во время готовки, подавать ей кухонную утварь, или помочь что-либо помыть для приготовления.
Как и в помощи папе — ребёнок может подавать инструменты, или же забить маленький гвоздик, закрутить болтик. Подходите творчески к этой помощи. Таким образом это поможет вам сблизиться с ребёнком и поднимет вам обоим настроение.
Не ставьте помощь по дому в качестве наказания, по типу:
- «Получил плохую отметку — моешь сегодня посуду»;
- «Не слушаешься родителей — убираешься в квартире»;
- «Не захотел(-а) выгуливать собаку — всю неделю вычёсываешь ей шерсть» и т.д.
Все эти дела и так необходимо делать, вне зависимости от поведения или оценок ребёнка. Такой подход к принудительной уборке отобьёт у ребёнка всякую охоту помогать вам.
Чтобы ребёнок не бросал начатое дело, не доделывайте за него какую-либо обязанность без необходимости. Вы можете помочь ему — показать, как делать правильнее или быстрее, но переделывать это при нём.
Не распределяйте обязанности ребёнка в зависимости от его пола. И мальчики и девочки должны уметь мыть посуду и пол, пылесосить и вытирать пыль, различать инструменты и уметь ими пользоваться.
С какого возраста ребёнок может помогать родителям
Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.
Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.
Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.
Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.
Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.
В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.
Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.
А именно:
- заправление постели;
- уборка игрушек и вещей по своим местам;
- уход за комнатными растениями;
- сбор портфеля в школу;
- уход и выгул домашних питомцев.
Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.
Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.
Краткие выводы
Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:
- поддерживать детскую инициативу;
- помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
- не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
- всегда говорить «спасибо» за усилия;
- не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
- учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
- не наказывать трудом за проступки;
- демонстрировать позитивный пример.
Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.
Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.
И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.