Набойка по ткани: мастер-класс по использованию в интерьере

Научился сам – научи другого

Участниками мастер-класса Елизаветы Серовой были преимущественно психологи, ориентированные на изучение новых творческих техник и возможностей арт-терапии. Никто никуда не торопился, деловыми навыками не мерялся, и атмосфера сложилась веселая и дружелюбная. Может показаться, что это естественный результат сбора людей, компетентных в сфере общения и установления контактов. Однако мне доводилось присутствовать на аналогичных мероприятиях, пронизанных унынием или негативизмом. Полагаю, что открытая среда мастер-класса – результат тактичной работы Елизаветы, излучающей спокойствие и созидательный настрой.

Елизавета предложила участникам мастер-класса сравнительно простые задания – набить на ткани отдельный рисунок, орнамент, композицию с ярким элементом. Какие-то фантазии участников были предсказуемы, какие-то оказались неожиданными. Но как бы кто ни пытался соригинальничать, вывод был очевиден – до адекватного уровня качества придётся еще и учиться, и трудиться. Вряд ли кто-то из участников всерьёз рассматривал возможность перековки себя в профессионала набоечного дела, но многие, и я в том числе, включат печатные техники в свои арт-терапевтические занятия.

Для людей с ОВЗ техники использования штампов могут стать хорошей тренировкой по координации движений, развитию моторики и умения концентрироваться. Для ряда моих особенных подопечных многократное выполнение одного рисунка поможет избежать страха неудачи и сомнения в себе. Пусть не с первого, не со второго, а с энного раза, но все обязательно получится. Для людей, ограниченных в двигательной активности, возможность поработать с тканями и красками будет новым расширением творческих возможностей.

Спасибо мастерской «ОКОЁМ» и Елизавете Серовой!

Т.Селянинова, 2017Статья проиллюстрирована печатными рисунками, выполненными в ходе мастер-класса.

Творческая мастерская «Окоём»:

Для подростков и взрослых людей с ОВЗ и без от 9 лет.
Занятия от 3 до 5 дней в неделю от 3 до 5 часов в день.
Изучение различных технологий современного искусства.
Создание арт-объектов, декоративных предметов, театральных костюмов, художественных инсталляций
Занятия умеренно платные.

Адрес: м. Кожуховская, м. Дубровка, м. Угрешская; БЦ IQ Park,
ул. Угрешская д. 2, стр. 80, 4 этаж.
Телефон для записи: +7 965 317 90 73 Лена.
studio2kroog@gmail.com

  • Главная   • Психология   • Особенные люди   • Набойка по ткани. Продуктивное творчество детей и взрослых с ОВЗ.  

Виды техник росписи по ткани

Процесс нанесения на тканое полотно надписей и рисунков ручным способом с применением резервирующих жидкостей носит название «батик». На материал наносится соответствующий его виду краситель. Для предупреждения растекания краски на стыке красящих веществ используется особый закрепляющий состав, называемый резервирующим.

Выделяют следующие виды техники росписи по ткани: горячий и холодный батик, свободная роспись, в том числе с применением солевого раствора, шибори (сибори, складной батик), бандан (узелковый батик). Для этого вида искусства используются не обычные, а специальные краски. Разумеется, морилка, применяемая для обработки дерева, не годится для рисования на ткани. Для этой цели чаще всего применяются акриловые краски. Также это можно делать анилиновыми, светящимися и другими красителями.

Слайды и текст этой презентации

рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а

также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Слайд 2Набойка (набивка) по тканиЭта техника возникла несколько тысяч лет

уже в VI веке. Широко распространена была набойка и в Средневековье. Старейшие примеры набойки в России относят к XII веку.(В курганах около Чернигова найдена ткань с геометрическим узором, выполненным чёрным цветом)

встречающийся у многих народов: Передней  и Средней Азии,  Индии, Ирана, Европы и конечно же в

России. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII – первую половину XIX века. 

Слайд 4В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные

сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка. В

XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно.

Слайд 5Образцы набивных тканей (XVIII век)В качестве образцов для набивных

узоров служили привозимые на Русь западные и восточные ткани. Иноземные

узоры переосмысливались русскими мастерами и становились самобытными.

Слайд 7 Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором.

Изготовление таких форм – особое искусство резчика. Формы бывают

также резные деревянные – манеры, или наборные – медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой.  Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Технология набойки (набивка ) по ткани

Слайд 12Так стали называть способ набойки, при котором ткань опускалась

в чан, имеющий форму куба. В чане была краска цвета

«индиго». Индиго — природный краситель синего цвета , его ещё называют кубовой.  Сам метод заключается в том, что на белую ткань воском или глиной набивали узор. После опускали в куб с красителем. В конце операции воск или глина, а чаще всего специальная смесь — вапа, удалялись и получалась синяя ткань с белыми линиями узоров. Вапа не давала ткани прокрашиваться в местах узоров.

центральных областях России не только для одежды, но и как

декоративная ткань.

Слайд 19 Шали. г. Павловский Посад
конец XIX века

История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно

благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России.  Натуральные шерстяные, хлопковые, шелковые павлопосадские платки не перестают удивлять, восхищать и радовать своими яркими красками, старинными узорами, сложными декоративными мотивами. Набивные павлопосадские платки требовали от мастера наивысшего мастерства, так как требовалось использование множества штампов и четкая их последовательность наложения.

Слайд 20Шали. г. Павловский Посад
конец XIX века

Слайд 21Ивановские ситцы
Выпускали предприятия бывшего села Иванова

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Творчество и терапия

Терапевтическое значение творческих занятий для людей с особенностями трудно переоценить. Самовыражение в художественных проектах, общение, взаимодействие в коллективе способствуют развитию самоконтроля, коррекции поведенческих особенностей, улучшению навыков коммуникации

Не менее важной составляющей работы мастерской является развитие производственного сектора, позволяющего не только сводить концы с концами, но и вовлекать в реальную работу тех людей, у которых практически нет других таких возможностей. Говоря языком психологических учебников, занятия в мастерской решают задачи реабилитации, социализации и вовлечения в продуктивную деятельность.

Типичной проблемой людей с ОВЗ является их замкнутый и одинокий образ жизни, отсутствие целей и самореализации. Вне контактов и представлений о собственном месте в жизни настроение людей с ОВЗ часто остается депрессивным, что влечет регресс как физических, так и психических функций. Зачем стремится к развитию и обучению, если жизнь представляется однообразной и бессмысленной?

Возможность участия в коллективной работе, понимание значимости собственных художественных идей, чувство занятости и полезности создаваемого продукта для других существенно влияет на качество жизни особенных людей.

Важно и то, что особенные люди способны раздвинуть привычные эстетические границы. Необычные представления особенных людей часто оказывается революционными и создающими новые тренды в культуре

Шаблонные представления об искусстве, тиражируемые в обычных школах, прививают среднестатистический вкус, в котором теряется индивидуальность. Свободные от навязанных шаблонов идеи особенных людей становятся прорывом в эмоциональное искусство, которое рождает живой отклик и меняет представления о прекрасном.

СтопCтигма – #ВремяМеняться

Мастер-класс был организован в рамках проекта «СтопСтигма» (StopStigma) – #ВремяМеняться. Проект реализовывался Межрегиональным общественным благотворительным фондом «Качество жизни» совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. В течение Месяца поддержки людей с особенностями психического развития с 20 ноября по 20 декабря 2017 года в Москве проходили различные мероприятия, нацеленные на обсуждение проблем людей с особенностями психического развития, а также на просвещение широких кругов населения и обучение специалистов.

Проблема предрассудков по отношению к людям с психическими особенностями задекларирована давно, но преодоление общественных стереотипов требует значительных усилий, а эти усилия прикладываются относительно малочисленной группой энтузиастов. Интеграция людей с ОВЗ в социальные и экономические процессы могла бы способствовать решению ряда проблем, как самих особенных людей, так и общества в целом, но для этого требуется адекватное отношение к особенным людям и их праву на достойную жизнь.

Мастерская «ОКОЁМ»

Мастерская «ОКОЁМ» – творческое пространство, в котором уместны самые различные техники и приемы художественного творчества, самые причудливые стили и культурные направления. Мастерская ориентирована на работу с детьми и взрослыми с психофизиологическими особенностями, но открыта всем желающим. В рамках регулярных занятий дети и взрослые учатся различным декоративно-прикладным техникам, и в дальнейшем могут выполнять серьёзные заказы по изготовлению различной сувенирной и художественной продукции.

Живописные работы, графика и создание коллективных мультфильмов дополняются прикладными искусствами – набойкой и росписью по ткани, валянием, цианотипией (метод фотографической печати), созданием пространственных арт-объектов и инсталляций.
Мастерская регулярно выполняет объемные заказы на высоком художественном уровне, и это отличный пример успешного развития творческого дела, в котором соединяются благородная миссия и некий финансовый расчет.

Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет

Холодный батик: техника выполнения После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.

Холодный батик для начинающих

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:

  • отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
  • краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
  • прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
  • синтетические кисти №2, 6, 9
  • широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
  • подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
  • банка с водой
  • палитра или обычная пластиковая тарелочка
  • эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор)

Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет

Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.

Набойка по ткани

Печатные технологии создания рисунка на ткани иногда недооцениваются. Искусные рукодельницы предпочитают вышивку и роспись, находя в них больше возможностей создания тонких и изысканных изделий. Набойка (также называемая набивкой) традиционно считается промышленным способом декора тканей. Однако это не более, чем стереотип, проросший из историко-культурного контекста.

Археологи утверждают, что нанесение рисунка с помощью штампов использовалось с древнейших времен, и первой основой для художественных опытов в этом направлении были кожа и текстиль, а уже затем пергамент и бумага. Изготовление печатных тканей – ремесло, которое одним из первых открыло эру массовых производств, поэтому оно стало ассоциироваться со станками и бригадами мастеров. Однако печатные техники открывают широкие возможности и в индивидуальном творчестве.

Красивая набойка требует навыка и ловкости движений, а также чувства меры и художественного чутья в подборе образов и красок. Преимуществом набойки в сравнении с другими техниками декора тканей является возможность нанесения рисунка любого размера и любого цвета даже на готовое изделие. Вторым плюсом является возможность тиражирования одинакового рисунка и создания серий и комплектов одинаковых изделий. Салфетки и скатерти, сумки и подарочные мешочки, предметы одежды и вещицы для украшения интерьера – набойка идеально подходит там, где нужно выразить конкретную художественную идею и использовать определенные символы и образы.

Набивочные штампы мастерская «ОКОЁМ» изготавливает самостоятельно, на основе рисунков участников арт-классов и творческих занятий. Техника изготовления штампа относительно проста – рисунок вырезается на плотной основе (коммерческом линолеуме), приклеивается к деревянной основе – и получается инструмент для создания рисунка на ткани. Но следует заметить, что и это вроде бы несложное дело – мастера боится.

А вот для наработки навыка аккуратного перенесения рисунка на ткань нужно время. Чуть больше краски – смазываются неаккуратные края рисунка, чуть меньше – в рисунке остаются досадные «плеши». Крупные штампы кажутся более эффектными, но их плотное прилегание к ткани по всей площади требует опыта, который невозможно получить за время одного занятия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий