5-4. Мережка «перевивка»
Мережка «перевивка» (5-4) представляет собой ряд столбиков, скрещивающихся между собой попарно.Технология выполненияа) Мережка «перевивка» (5-4) по высоте равна 1 см. Для ее выполнения необходимо выдернуть из ткани 6-8 нитей. Мережка «перевивка» выполняется на основе мережки «столбики» (5-2). Столбики в данной мережке перевиваются попарно слева направо. Нить перевивки закрепляется посередине левого валика мережки. Игла, обращенная острием влево, заводится под второй и над первый столбик мережки.
б) Затем в таком положении игла переворачивается острием вправо, столбики перевиваются, а игла с нитью обвивки натягивается. Нить обвивки может быть как в тон ткани, так и контрастной.
Варианты мережки «перевивка»
Наши помощники: инструменты и подручные средства
Хоть ранее говорилось, что практически ничего не понадобится, но минимальный набор инструментов у вас должен быть. Первым в списке и, наверное, самым главным инструментом, которым вы будете пользоваться на протяжении всего процесса от начала до конца, это нитки.
Производить выбор нитей предстоит исходя из той ткани и материала, с которым вы будете впоследствии работать. В основном вам понадобятся катушечные хлопчатобумажные нити, номинал которых варьируется начиная от 10 и заканчивая 120. Если в качестве заготовки вы используете тонкую ткань, то смело можете брать нити в районе от 60 до 80, а для ткани с более грубой структурой прекрасно подойдут нитки средних номеров.
Мережка вышивка – это не что-то строгое и узко направленное, вы можете смело экспериментировать и пробовать придумать, что-то своё. Большое количество мастеров ручной отделки любят дополнительно использовать мулине, сложенную в несколько раз, это делается для того, чтобы декорировать ваше произведение рукодельного искусства. Советуем взять этот приём на вооружение и использовать в своих работах.
Мережка вышивка позволяет мастерам экспериментировать и изобретать, что-то свое, к примеру, ещё одним необычным и нестандартным приёмом в оформлении своих работ является то, что умелые мастера того времени использовали выдернутые нити для того, чтобы плести узор в дополнении к своей работе.
Цвет всего того, что будет использовано в процессе работы, выбирается на усмотрение рукодельницы, отталкиваясь от её личных предпочтений и творческих задумок.
Конечно, вы не должны забывать, что помимо ткани и ниток вам понадобятся острые ножницы маленького размера и игла удобной для вас толщины, которой вы будете проделывать основную часть работы.
Методы вышивки крестом
Чтобы вышитая картина выглядела превосходно, используются цветные схемы. Методов выполнения работы при этом может быть два. Можно делать кресты по цвету или рядами. Однозначно сказать, какой из них использовать лучше всего, попросту невозможно. Этот вопрос остается спорным даже среди опытных вышивальщиц.
По цветам
Этот метод вышивания картин считается самым простым. Нужно поочередно использовать каждый цвет, заполняя им все необходимые элементы. Только после окончания работы с одним оттенком берут нитку другого тона.
Метод обладает огромным количеством преимуществ:
- техника не требует частой замены нитей;
- допускается наличие длинных протяжек;
- легче подобрать удобный маршрут вышивания картины;
- даже если работа объемная, самостоятельно сориентироваться в ней не составит труда.
Правда, нередко при применении этого метода мастерицы замечают, что крестики могут проваливаться или вылезать вверх.
Рядами
При выполнении ручной работы с парковкой все кресты делаются рядами, даже если нужно сменить цвет нити. Большое количество рукодельниц прибегает именно к этому способу, обладающему следующими особенностями:
- на готовых рисунках нет дыр, проплешин;
- делать разметку основы нет никакой необходимости;
- в результате вышивания лицевая сторона получается идеально гладкой.
Правда, работа оказывается довольно сложной и занимает существенно больше времени, чем при применении первого метода. Тем не менее, в мире вышивальщиц эта технология обладает особой популярностью. Таким образом получаются максимально аккуратные картины, которые подойдут даже для галереи работ.
Мережки на вышитой основе
Мережка «Снопик»
Данная мережка выполняется поверх «простого столбика», который должен быть шириной 1—2 см и более. Рабочая нить проходит по центру мережки, стягивая в пучки по 2—3 столбика. При стягивании двух или четырех столбиков получим узор «снопик». При стягивании трех столбиков получится «жучок». РН делаем петлю против часовой стрелки, заводим иглу под РН и затягиваем
Важно обратить внимание, что при затягивании петли соединяющая нить не должна провисать. Поэтому сначала стягиваем петлю против вышивки, а перед самым узлом меняем направление на противоположное. Снопики могут объединяться в неограниченное число столбиков
Данный прием используется в сложных мережках
Снопики могут объединяться в неограниченное число столбиков. Данный прием используется в сложных мережках.
Мережка «Козлик»
Представляет собой попарное соединение столбиков: соседние связывают по два, то сверху, то снизу, на трети высоты столбца. К готовому стянутому столбику необходимо присоединять каждый новый таким образом, чтобы каждый из них был соединен с двумя соседними.
Объединяя два столбика сверху, РН будет делать петлю против часовой стрелки сверху вниз. Игла вводится в образовавшуюся петлю слева направо, подхватывая стягиваемые одновременно РН и столбики.
Объединяя два столбика снизу, нить будет делать петлю по часовой стрелке снизу-вверх.
Когда затягивается петля, иглу с рабочей нитью нужно тянуть вдоль мережки вправо. Это позволит получить красивую петельку, а РН и попеременные шаги вышивки проходят по изнаночной стороне.
Уход за изделиями с декором мережкой
Изделия с мережками требуют бережного обращения. Начнем с того что такие вещи не годятся для повседневной носки. Текстиль с мережками также используют в торжественных случаях, так как частая стирка и глажка неизбежно приведет к деформации и порче вышивки.
Стирать вещи, украшенные мережками можно только руками в не очень горячей мыльной воде. Порошок подбирается соответственно составу ткани. Если вы все же решили воспользоваться машинной стиркой, то выбирайте деликатный режим без отжима. Отжимать изделия на большой скорости категорически запрещено!
Гладить изделия следует на самой низкой температуре. Для этого заранее приготовьте слегка влажную марлю. Не водите по одному месту долго. Старайтесь не задерживаться на одном участке более 1–2 секунд.
Как правильно вышивать крестиком для начинающих
Многие опытные рукодельницы используют один метод для вышивания, тот, который им нравится. Именно поэтому часто вышивальщицы спорят о том, какая же технология самая лучшая. Начинающим рукодельницам можно посоветовать попробовать сразу несколько техник, для того чтобы понять, какая для них наиболее удобна.
Любая техника подчиняется правилу наложения стежков: верхние стежки должны «смотреть» в одну сторону.
Чтобы лучше разобраться в вопросе, опытные рукодельницы советуют просмотреть ряд видео-уроков. В техника наложения стежков будет меняться от рисунка и способа его воплощения. Однако каждая рукодельница должна овладеть двумя основными техниками.
Способы наложения стежков:
- Английский. Классический способ, который предполагает нанесение полу-крестика, затем наложение второго полу-крестика на первый.
- Датский. Позволяет работать с большими рисунками. Он предполагает нанесение ряда полу-крестов, затем следует наложение верхнего ряда, который возвращает вышивальщицу к началу вышивки.
Осваивать новые техники лучше, выполняя рисунки маленького размера. Если рисунок цветной, начинать вышивку лучше с более темных оттенков, постепенно переходя к светлым. В зависимости от формы фигуры используют разные виды стежков.
Инструкция для вышивки разными видами глади
Каждый вид вышивки гладью имеет свои секреты выполнения, которые познаются со временем.
Белая гладь
Секрет этой техники в том, что тип нити здесь не играет никакой роли. Основной упор только на цвет, которым и названа эта гладь. Основное отличие от других техник этой глади в том, она ложится на ткани белого цвета и светлых оттенков. Одежда, постельное белье и скатерти — отличные вещи, на которых можно позволить себе поэкспериментировать белой гладью.
Гладь с настилом
На ткани наносят обшивку контура мелкими прямыми стежками, а на нее располагают другой слой настила. Тоже мелкими стежками. В итоге получается слоеная гладь.
Русская владимирская гладь
Для выполнения работы с помощью русской владимирской глади обшивают рисунок по контуру длинными стежками по рабочей стороне, а изнаночную выполняют прерывистыми короткими линиями. Эта техника в отличие от других техник использует цвета одного тона (красного, зеленого или другого насыщенного).
Китайская гладь
В этой технике все начинается с выбора ткани. Основой для вышивки выбирают темную или шелковую ткань.
Для хорошего владения этой техникой работы потребуется долго учиться, чтобы стать мастером. Мотивами для применения этого метода являются фауна и флора. Атласная гладь – так можно сказать о характере таких работ, в которых пара шелк-атлас может меняться местами.
Художественная цветная гладь
Художественная гладь – техника вышивания, которая основана на том, что происходит плавный переход одного цвета в другой. В ней присутствуют тона и полутона, свет и тень.
Фаворитами являются косые и без настила стежки, чередующиеся по длине (длинный шов, затем короткий). Темные цвета центра медленно расширяются к краям и становятся все светлее. Картина приобретает объем и выглядит необыкновенно из-за сложной искусно выполненной работы.
Вышивка гладью на одежде
Ручная работа, выполненная иглой с нитью, очень ценится любителями декора на одежде. Брендовые вышитые вещи стоят очень дорого.
Научившись вышивать, свой гардероб можно пополнить эксклюзивными вещами за небольшие деньги, потраченные на нитки, не обращая внимания на покупку иголок, которые приобретаются один раз. Потребуется усидчивость и аккуратное выполнение работы, чтобы достичь отличных результатов в технике, зависящей от материала одежды и вышиваемого рисунка.
Козлик
Усложняю нашу работу и пробую сделать узор мережки «козлик». Подготавливаю рабочую строчку и вывожу иголку с ниткой на лицевую сторону в трети от верхней линии. Выполнять узор можно на основании «столбиков» или без закручивания базовых элементов. Я работаю на канве, поэтому столбики для вышивки мережки четко выражены на ткани. Сразу перехожу к сути «козлика».
Отделяю первые два столбика нитей и обматываю их (не забывайте, что рабочая нитка выведена на треть от вершины). Можно сделать простую обвивку или для надежности и плотности петли сделать петельный шов. Еще один виток вниз по нашим столбцам на треть высоты, и добавляю следующие две пряди. Теперь в скрутке размещены 4 столбика. Они обмотаны на треть высоты снизу. Отделяю последние добавленные две пряди. По ним возвращаюсь вверх плетения одним витком.
Повторяю добавление двух столбиков в узор. Условно, рабочая строчка для мережки разделена на три части, на уровне которых ведется вышивка. Я не выполняла петельный шов, делала обычную обмотку. Я не вышивала первоначально столбики, чтобы они находились отдельно. Но даже с таким упрощенным вариантом получается интересное плетение узора мережки «козлик».
Мережка «Настил»
Этот хардангер требует первичной обработки столбиками. Прослеживается тенденция, чем сложнее или выразительнее мережка, тем больше подготовки из простых видов мережки она требует. Но это не должно останавливать начинающих мастериц, видео-уроки и мастер-класс по этому кропотливому ремеслу обязательно помогут. Мережка «настилом»Вернемся к «настилу». Подготовив сквозной шов можно приступать к работе над настилом. Тому, кто хоть раз штопал вязанные носки бабушкиным методом, сразу будет все понятно. Закрепив нить как принято, справа налево, на иглу набирается небольшое количество столбиков, таким образом чтобы первый столбик был под иголкой, следующий над иглой и так далее. Не нужно вышивать слишком большое расстояние, будет не красиво. Последний столбик обвивается нитью и игла возвращается обратно, но уже так, чтобы нижние столбики оказались наверху. Получается своего рода тканый кусочек полотна. Эти действия делаются до середины сквозного шва, дальше, уже с середины нужно этим методом заполнить следующее количество столбиков. В этой вышивке затягивание рабочей нити делать не нужно. Стоит заметить, что внешний вид этого типа хардангер может быть любым. Все зависит от вашей фантазии. Все приведенные выше способы хардангер выполняются на одной продернутой полоске нитей. Но возможны методы рукоделия в которых ширина мережки будет более 1,5 см., а в середине сквозного шва оставляется несколько не выдернутых нитей.
Простые мережки
Обучение технике мережка традиционно начинают с простых столбиков. Берется нитка мулине (можно контрастного оттенка) примерно 1 м длиной, разделяется на 2 части. Концы вдеваются в иголку, а с другой стороны должна получиться петля. Это нужно для закрепления нитки без узелка.
Далее:
- Закрепить нить с обратной стороны, поддевая две нитки на ткани. Иглу продеть через петлю и затянуть.
- Перевести иглу на лицевую сторону там, где все нити на месте – не вытянуты, под полоской.
- Обвести иглой 4 нитки сзади, вывести на лицо.
- Еще раз обвести сзади и вывести на лицо под вышивкой через следующие 4 нити, затянув предыдущий столбик.
Таким образом пройтись по всему ряду. С обратной стороны сделать такие же обвития, чтобы столбики совпадали.
Столбик с расколом делается немного по-другому: с одной стороны как обычно, а с другой нужно отсчитывать по две нити с одного столбика и по 2 с другого. Получатся треугольники.
Перекрученные столбики выполняются после того, как сделаны прямые с верхней и нижней стороны. Нитка закрепляется петлей, а дальше нужно работать с двумя столбиками:
- Игла заводится под левый (второй) столбик, далее сверху правого (первого).
- Столбики перекручиваются иглой, которая разворачивается на 180 градусов.
- Игла выводится на лицевую сторону.
Далее то же самое проделывается с двумя следующими столбиками.
Вышивание мережкой для новичков
Вышивка мережки – один из самых первых способов, который использовали еще наши бабушки. Он подойдет как для опытных мастеров, так и для начинающих рукодельниц. Выполняться при этом может как монохром, так и схемы с использованием разных цветов ниток. Монохромные вышивки – один из самых лучших вариантов в случае использования мерёжки.
Выполнить их можно по фото онлайн или бесплатно скачать схемы, после чего распечатав готовый рисунок на бумаге. Для этого даже не потребуется регистрации на сайте, можно сразу приступать к вышиванию.
Материалы и инструменты и набор для работы
Мерёжка делается с использованием специальных инструментов и материалов. Нередко рукодельницы делают коллективные закупки в интернете, но в этом случае к таким действиям прибегать нет никакой необходимости. Достаточно позаботиться, чтобы в наличии были:
- пластиковые или деревянные пяльцы;
- нитки;
- лезвие или канцелярский нож;
- ткань или канва;
- гобеленовая игла;
- ножницы.
По мнению опытных мастериц, этого набора будет вполне достаточно для выполнения мережки, но начинающим рукодельницам при вышивании лучше позаботиться о наличии и других предметов.
Несмываемый маркер
Для новичков мережка вызывает определенные сложности. Поэтому рекомендуется использовать маркеры, с помощью которых делается разметка. Отлично подходят самостоятельно исчезающие канцелярские принадлежности. Их наносят на нужных частях канвы, а спустя несколько дней они полностью исчезают.
Позволяют облегчить задачу и смывающиеся маркеры. Продаются они в двух вариациях: для белой и темной ткани
Нужно обратить внимание, что в первом случае след удаляется с помощью специального ластика, смоченного в воде, а во втором достаточно просто обработать поверхность холодной жидкостью или проутюжить
Есть и несмываемые маркеры, которые отличаются целью применения. Они способны помочь рукодельнице при завершении вышивки. Ими делаются последние штрихи с целью закрашивания канвы, которая просвечивается сквозь нитки.
Наперсток
При выполнении любых манипуляций с иглой рекомендуется использовать наперсток. Этот небольшой аксессуар способен защитить пальцы от возможных повреждений. Среди популярных материалов, которые используются для его изготовления, выделяют пластмассу и металл. Наперсток должен хорошо надеваться на средний палец. Особых требований к качеству при этом не предъявляется.
Пошаговая инструкция вышивания мережки
Научиться делать мережку совсем не сложно
Достаточно обратить внимание на пошаговую инструкцию и строго ей следовать. Создают узор по направлению слева направо и придерживаются такой схемы:
- Прежде всего нужно подобрать хорошую ткань. Получить огромное удовольствие от процесса удастся, если используется хлопчатобумажная. Вытянуть из нее нити получится существенно проще, чем из других лоскутков.
- Лезвием или канцелярским ножом сделать надрез длиной 2 см.
- Используя иглу или пинцет, вытянуть из основы нити в местах надреза.
- Стягивая полученные нитки в пучки, поочередно создавать отдельные элементы в виде столбиков.
- Когда стягивание сверху и снизу по ряду завершено, пара соседних пучков перекрещивается и формируется своеобразная кисточка.
Чтобы освоить мережку, понадобится небольшое количество времени и сил. В дальнейшем с применением этой техники удастся украсить подушки и даже создавать настоящие произведения искусства.
Подготовка материалов
Первые пробы пера проводите на равномерке. Самой простой основой для узоров мережки станет канва. Ее я и взяла для мастер-класса. А вообще техника применяется для любого материала: батист, лен, хлопок, шелк.
Нитки выбрала обычные хлопчатобумажные, вы можете вышивать мулине, ирисом. Закрепляю канву в пяльца и начинаю готовить строчки для вышивки мережкой. Прежде чем разрезать канву, я обрабатываю петельным швом по краям будущих рядов. И только после фиксации боковин, приступаю к работе ножницами.
Сначала острыми лезвиями разрезаю все горизонтальные нити канвы. Если ряд достаточно длинный, то можно сделать несколько разрезов, чтобы очищать ткань фрагментами. Строчка за строчкой очищаем нашу рабочую площадь. Смотрите внимательно, чтобы не разрезать случайно вертикальные нитки. Иначе потеряется эстетика будущего узора мережкой. Думаю, что трех рядов для базовых элементов вышивки нам будет достаточно. Поэтому переходим к основной части урока.
Простые орнаменты
Простые орнаменты – это те, в которых используются простые болгарские и обычные крестики.
Чаще всего у них и палитра цвета небогата – 2-3, реже – 4-5 цветов. Схему вышивки легко рассчитать по клеточкам, к тому же основной рисунок орнамента имеет свойство повторяться.
В магазинах часто продаются схемы орнаментов и рисунков – тонкая бумага, на которой цветными или чёрно-белыми штрихами нанесён желаемый рисунок. Схему легко подколоть к материалу и создавать по пропечатанным крестикам.
Для переноса схемы орнамента воспользуйтесь полотном с рисунком, когда схема уже пропечатана, и остаётся только вшить нужный крестик нужного цвета. Такой процесс будет называться «техникой печатного креста».
Ныне несложно найти желаемый вариант – в интернете и в швейных магазинах множество не только аксессуаров для вышивания, но и готовых наборов. В набор входит кайма, подходящие иголки, мулине заданных цветов, схема и подробная инструкция по работе с вышивкой.
Не стоит сразу хвататься за огромную картину со множеством цветовых оттенков, хотя её схема и может показаться простой и не трудоёмкой. Разочаровавшись в первом опыте, вы можете навсегда лишить себя удовольствия вышивкой.
Вышивка Мережка. Несколько простых узоров Часть 1
Мережка — это совсем не так сложно, как кажется! Можно использовать совсем простые швы, но эффект от них на изделии наверняка превзойдет Ваши ожидания.
Вышивать можно на любой ткани полотняного переплетения. Конечно, чем толще образующие ее нити, тем это проще делать. На примере , вышивка ведется по плотной конопляной мешковине, предварительно хорошо простираной, мягкой. Мне понравилась эта фактурная ткань. Сказать по правде — это мешок, который уже давно не использовался по назначению. Когда-то в нем перевозилась картошка, потом посылалась посылкка. а теперь он обратает новую интересную жизнь в том изделии, которое я задумала.
Итак, для начала подберем подходящую ткань. Конечно, вышивать легче, растянув ткань в пяльцах. Лучше, если они будут прямоугольные. Но это условие облегчает вышивку крупных изделий. Если вышивается небольшой образец, можно воспользоваться круглыми, или обойтись вообще без них.
В данном примере для вышивания я использую мулине в 3 сложения. Но в целом, выбор нити зависит от того, какой результат Вы хотите получить и какую ткань используете для основы.
Для первого узора нужно продернуть нити на высоту примерно 1 см. В моем образце это 8 нитей, но у Вас может быть 10-12 и даже больше.
Узор «Столбик» .
В моем примере я делаю столбики из 2-х нитей, но в Вашем случае это может быть 3-4 и даже 5. Вообще, этот шов можно делать с достаточно большим колличесвом захватываемых нитей, но у нас он будет использоваться для формирования следующего узора, поэтому столбики должны находиться достаточно плотно друг к другу.
Вышивка начинается слева и ведется швом вприкреп.
Первый этап Иглу ввести за выбранное количество нитей справа на лево.
Второй этап Игла вводится за захваченными нитями и вводится в ткань с нижней стороны на расстоянии 2-3 нитей.
Перед Вами узелок, при повторении этих узелков, состоящих из двух шагов и получается такая ровная, как бы расчесанная гребнем, прореженая полоска.
Далее, мы переворачиваем полотно и делаем шов Вприкреп с другой стороны, придерживаясь заданного разделения.
Мы повторяем оба предыдущих шага, теперь с другой стороны
Полученый узор «Столбик», можно использовать самостоятельно для декоративной отделки изделий
А можно протянуть атласную ленточку или любую декоративную нить
Уналогично Столбику выполняется мережка Враскол
Узор Столбик часто используется для выполнения других узоров. О некоторых вариантах расскажу далее.
Спасибо за внимание! Это мой первый опыт проведения Мастер-класса, поэтому жду ваших пожеланий и рекомендаций. Вторая часть МК
Вторая часть МК
Третья часть МК
Шов “Вперед иголку”
Так, последовательность выполнения шва “вперед иголку” может быть представлена так:
Считается, что этот шов правильно выполнять справа налево. Однако в отдельных случаях (например, возникла потребность повторить строку стежков не перемещая вышивку) уместно будет выполнять этот несложный шов в обратном направлении. Отметим, что в методической литературе встречается выполнения этого шва и снизу вверх.
Схема выполнения шва “вперед иголку” слева направо
Шов “вперед иголку” вышивают как отдельный декоративный шов, так и в сочетании с другими швами. Им отделывают края изделия, соединяющие элементы орнамента и используют как самостоятельный орнаментальный шов для контурной вышивки.
На основе шва “вперед иголку” можно создать множество производных швов и орнаментов: и использовать цветные нити, и изменить длину лицевых и изнаночных стежков, и проложить под стежками шва нитку другого цвета и тому подобное.
Одноцветные и разноцветные орнаментальные полоски узоров, выполненные стежками “вперед иглу”, в горизонтальном или вертикальном направлениях, очень напоминают узоры ткачества.
Например, шов “вперед иглу” закарпатские венгры называют “ткацкий шов”. Посредством чередования отдельных длин и разницы в размещении стежков по вертикали формируются метрические полосы рапортных композиций и появляется эффект тканевой поверхности изделия. Этот способ нанесения шва “вперед иголку” принадлежит к древним техническим приемам, почти напрямую он происходит от ткачества.
Техники “Занизывание” и “Низь”
Не менее интересным является то, что технология выполнения этого шва легла в основу вышивания таких старинных и сложных техник как занизывание и низь(украинская основная техника вышивки).
Последовательность выполнения шва “занизывания”
Орнамент, выполненный швом “занизывания”
Техника вышивания низинкой (низью)
Лицевая и изнаночная стороны орнамента, выполненного швом “низинка”
Тамбурный шов
Название “тамбурный шов” происходит от специальных круглых пялец, похожих на большой барабан – тамбур, – которые использовали для вышивания больших шелковых ковров. В вышивках Греции и Древнего Рима, Ирана и Сирии ручные тамбурные швы были распространены еще до начала нашей эры, издавна применялись они и в других странах Ближнего и Дальнего Востока.
Потом искусством тамбурной вышивки овладели везде: в России, на Украине, в Поволжье, Прибалтике, в Средней Азии и Закавказье. Сначала в народных вышивках тамбурным швом обозначали контуры узоров, а с середины XIX века. разнообразными тамбурными вышивками украшали полотенца, скатерти, рубахи, сарафаны, фартуки, платки и тому подобное.
По характеру технического выполнения стежков тамбур делится на два основных вида: большой (низкий) и мелкий(высокий). У первого стежки удлиненные до 0,5 см, в другой – мелкие, как нити полотна. Рельеф вышивки зависит как от характера технического выполнения каждого стежка (размер, натяжение нити), так и от структуры материала для вышивания.
Шов цепочка – самый простой тамбурный шов – выполняется как глухой односторонний. Он состоит из ряда петелек, выходящих одна из другой и напоминают цепочку. На обратной стороне шва образуются мелкие пунктирные стежки, обозначающие контуры рисунка.
Тамбурным швом можно вышивать различные цепочки. Их форма зависит от размера стежков, их наклона и прочее.
Последовательность выполнения тамбурного шва.
Тамбурный шов
Техника вышивания цепочкой
Внешний вид цепочки
Орнамент, вышитый цепочкой
Существует еще и такое описание древнего способа вышивания цепочкой на Подолье: петли выкладывали вокруг иглы на холсте, или в нее втягивали двойную нитку и вышивали швом “позади иглы” так, чтобы ее конец проходил между двумя нитями.
Схема тамбурного шва
Сложная и очень древняя техника вышивания – “городокский шов” (название происходит от города Городок возле Львова, где шов и получил распространение) – заключается в сочетании шва гладью и петельного – двухсторонней обментки, которая является интересной разновидностью шва “цепочка”.
Выполнение городокского шва – “двусторонней обметки”
Интересно, что на Закарпатье и одновременно в других регионах Трансильвании также был распространен городокский стеб, или как его называют венгры “колотосегський большой писан”. Но здесь он появляется только в начале ХХ века. Технические приемы этой вышивки тесно связаны с цепочными техниками, только они отличаются более удлиненными швами и плотностью в расположении.
Знаменитая советская мережка
В годы перед ВОв лучшие мастерицы союза работали над тематическими панно, которые должны были прославлять Союз Республик. Самое знаменитое изделие называлось «Москва — порт пяти морей». Там были изображены:
- Кремль;
- Мавзолей;
- пшеничные колосья.
В 1939 году в Нью–Йорке прошла всемирная выставка народного промысла, где была представлена скатерть, вышитая мастерами из СССР. Экспонат назывался «Созвездие». На нем было изображено 11 звезд, соответственно числу республик огромной страны. Популярны были также панно с изображением Сталина или рабоче–крестьянской армии.
Вышивка мережка имеет еще одно название «хардангер» или сквозной шов. Учиться вышивать лучше всего на канве. Из нее проще выдергивать нити. Этот вид рукоделия — медитативное занятие. Ее выполнение приносит рукодельницам радость и необыкновенные тактильные ощущения.
Панка (рис. 10)
Имеет еще название «подстрочка». Мастерами ателье Mode Elegance применяется как самостоятельно, так и в многорядных мережках. В русской народной вышивке подстрочкой выполнялись многорядные мережки. Клеточки, образующиеся между рядами столбиков и разделяющими их полосками ткани, обычно заполнялись узорами. Этот вид вышивки называется старинной строчкой.
Рис. 10. Мережка «панка»
Выдергиваем 1-2 нити, отступив 3-4 нити, вновь выдергиваем 1-2 нити. На оставленной нетронутой полоске ткани одновременно с двух сторон выполняем мережку «кисточка». Начинаем с нижней правой точки непродернутой полоски ткани (рис. 11, а). Закрепляем рабочую нить на 1-2 нитях, делаем по лицевой стороне вертикальный стежок 1-2, обвивая непродернутую полоску ткани.
По изнаночной стороне игла направляется влево вниз, отделяя необходимое количество нитей для формирования столбика нижней мережки (стежок 2-3). Стянув эти нити горизонтальным стежком 3-4 слева направо по лицевой стороне (рис. 11, б), игла с рабочей нитью выходит наискосок вверх и влево (стежок 4-5), отделяя в верхнем ряду мережки над полоской ткани те же вертикальные нити для формирования столбика, что и в нижнем ряду. В результате выполнения двух первых стежков на изнаночной стороне получился крестик.
Следующим горизонтальным стежком 5-6 (рис. 11, в) стягиваем верхние нити в столбик, одновременно переводя иглу по изнаночной стороне вниз налево в точку 7, которая станет исходной для формирования следующего столбика.
Рис. 11. Последовательность выполнения мережки «панка»
При выполнении мережки «панка» на лицевой стороне образуется ряд квадратиков или прямоугольников в зависимости от числа захватываемых в столбик нитей, а на изнаночной стороне – ряд крестиков, причем в одну сторону наклонен один полукрест, в другую – два полукрестика. Чтобы панка получилась красивой, необходимо затягивать в столбики одинаковое количество нитей по всей длине и высоте мережки. Горизонтальные стежки надо стягивать туже, чем вертикальные, чтобы образовались дырочки. Панка, выполненная в несколько рядов цветными нитями, хорошо смотрится и без дырочек. В этом случае можно обойтись без предварительного выдергивания нитей.
Панка-обшивка, или чешская панка
Применяется для обработки края салфеток и самостоятельно. Выполненная в несколько рядов, она создает очень красивую ажурную сеточку (рис. 12).
Рис. 12. Сеточка, выполненная чешской панкой
Рис. 13. Выполнение чешской панки
Выдергиваем 1-2 нити, через 3-4 мм еще 1-2 нити. Игла выходит на лицевую сторону в точке 1 (рис. 13). Первый стежок делаем в точку 2 вправо вниз. Игла, уходя в точке 2 на изнанку, возвращается на лицевую сторону работы снова в точке 2. Повторяем еще раз этот стежок по лицевой стороне. По изнанке игла проходит до точки 5, то есть горизонтально влево, отсчитав столько нитей, чтобы точка 1 лежала напротив середины стежка 2-3.
Стежок 2-3 повторяем еще два раза, следовательно, на лицевой стороне работы лежат две нити, а на изнаночной – три. Затем игла переходит по лицевой стороне из точки 3 в точку 1 и вновь по изнанке возвращается в точку 3, замыкая, таким образом, треугольник 1-2-3.
Далее по лицевой стороне повторяем стежок 3-1, но по изнаночной стороне направляем иглу горизонтально влево до точки 4, отсчитав столько же нитей, сколько было между точками 2 и 3. Стежок 1-4 повторяем также два раза. Повторив по лицевой стороне дважды стежок 4-3, замыкаем треугольник 3-1-4, по изнанке переходим в точку 5 и продолжаем работу.
При правильном выполнении этой мережки на лицевой стороне все стежки получаются двойными, на изнаночной горизонтальные – тройными, а наклонные – в одну нить.
При выполнении следующего ряда мережки нужно следить, чтобы на вновь продернутой дорожке горизонтальными стежками в столбик были стянуты те же нити, которые вошли в столбик уже вышитого ряда.
Чтобы сеточка была более ажурной, горизонтальные стежки необходимо стягивать несколько туже, чем наклонные.