Особенности применение холстов

Как выбрать правильный грунт? Виды грунта

Грунтовка холста

Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.

Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.

  • Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
  • Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
  • Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
  • Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.

Как проверить качество грунтованной основы?

  • На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
  • Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.

Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.

Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?

Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.

  • Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
  • Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
  • Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
  • В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.

Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.

Обзор материалов, из которых делают холсты

Лен Самый популярный и зарекомендовавший себя материал среди художников

И не просто так, ведь он обладает свойствами:- прочное волокно, что делает его устойчивым к механич.повреждениям – лен не поглощает влагу в отличии от хлопка – не провисает со временем на подрамнике при условии правильной натяжки При выборе холста из льна обращайте внимание на всю поверхность. Она должна быть однородной, без различных примесей, утолщений и узелков

Направление нитей должно быть строго параллельным друг другу и подрамнику. Если линии не параллельны, это значит, что полотно натянуто неровно.Слышала мнение реставраторов что самый лучший лен – бельгийский и лучше выбирать европейские марки, все холсты отечественных производителей не пригодны для профессиональной долговечной живописи, так как изготавливаются из втор.сырья. Думаю, об этом стоит задуматься, если вы решите создать шедевр на века!

Хлопок Более дешевая альтернатива холсту из льна. Хлопок использую в качестве холста не так давно, с прошлого века, поэтому столетиями он еще не проверен. Но мы точно знаем, что этот материал:- накапливает влагу, а это значит, что он может гнить, провисать, сжиматься и вести достаточно свободный образ жизни) – не устойчив к механическим воздействиям – может провисать со временем

Смешанные составы и синтетика Со смешанными все сложнее, сами понимаете – это как сочетать несочетаемое. Но с содержанием льна холст становится прочнее, а наличие хлопка делает его дешевле.Была найдена оптимальная пропорция соотношения льна и хлопка: 60% льна / 40% хлопка. Холст с содержанием льна ниже 60% покупать не имеет смысла, так как в дальнейшем он будет весть себя точно также как и 100%хлопок. Такие холсты лучше использовать в обучающих целях. Существуют также холсты из синтетики, но о них очень мало информации и я лично их в деле не пробовала.

Плотность холста

По общему правилу, чем больше плотность холста, тем больше его зерно.

Мелкозернистый холст обладает плотностью 200-300 гр./м2;  среднезернистый – 300-400 гр./м2; крупнозернистый – 500-600 гр./м2

Для более детализированных работ и портретной живописи обычно выбирается мелкое зерно, для работы мастихином – крупное. Также, чем больше задумана картина, тем рекомендуется больше плотность холста для передачи глубины. Но все дело вкуса и предпочтений художника.

Конструкция холста

Холсты могут быть на картоне и подрамнике. Также в рулонах для самостоятельной натяжки.

На картоне – подойдут для обучения.

Подрамники заслуживают отдельного внимания (поста), но если кратко, то лучше выбирать не глухой, а модульный подрамник. Модульный подрамник дает возможность в случае провисания холста натянуть его с помощью прилагающихся к нему колышков.

Обращайте внимания чтобы конструкция нигде не болталась, стороны были равны и параллельны, у больших форматов должна для усиления прочности быть дополнительная поперечная планка.

Холст должен быть плотно натянут, как барабан, упруго пружинить, не провисать и не собираться в углах.

История материала

Первый льняной холст соткали еще в древнем Египте, а в Европе самая древняя находка датируется 8 веком до н.э. В средней части России более известен был конопляный холст с желтоватым оттенком. По сравнению со льном, это полотно более плотное и грубое, но и более износостойкое. Материал даже был своеобразным денежным эквивалентом — холщовыми рулонами крестьяне платили оброк.

Из конопляного и льняного материала изготавливали разнообразную одежду, домашний текстиль, емкости для хранения и перевозки материалов, сумки, обувь, паруса.

Холст активно используют в живописи в качестве основы для картины. В Западной Европе это произошло еще в 16 веке, когда на смену деревянному основанию пришло тканое полотно, натянутое на подрамник. Но еще раньше древнерусские иконописцы использовали его для небольших икон — «полотенец». Обычно в качестве основы для них брали два отреза холста, склеенных между собой. Обе стороны покрывали специальным составом, грунтовали и использовали для работы с масляными красками.


Икона 19 века на холсте

Уход за тканью

Холст нельзя назвать прихотливым в вопросе ухода, поскольку перпендикулярное плетение растительных волокон в материале повышает его износостойкость и прочность. К тому же, ткань отталкивает грязь и влагу, за счет чего редко подвергается полноценной стирке.

Некоторые правила и рекомендации по уходу за холстом все-таки есть:

Текстиль и одежда из холщовой ткани стирается на высоких температурах (от 60 градусов по Цельсию) в стиральной машине. Допустим отжим на средних оборотах без выкручивания. Холст с синтетическим составом стирается в деликатном режиме при температуре 30 градусов по Цельсию.

Для стирки используются гелевые средства для натуральных тканей. Нельзя использовать отбеливатели.

Сушится холст естественным образом вдали от источников отопления и прямых солнечных лучей.

Гладить можно только синтетические мягкие холщовые ткани на деликатном режиме.

Изделия из холста долго сохраняют первоначальный вид при грамотном уходе за ними, поэтому учитывайте рекомендации по стирке и глажке, указанные на этикетке вещи производителем.

Особенности живописи на холсте

Фактура холста обеспечивает хорошее сцепление краски с поверхностью. Тем не менее для получения прекрасного результата необходимо ответственно подойти к подготовке ткани к использованию. Во-первых, нужно правильно подобрать фактуру исходя из поставленных художником целей. От техники письма будет зависеть выбор зернистости холста: крупная, средняя или мелкая.

Это важно, потому что несоответствие зернистости манере письма может усложнить процесс написания и привести к быстрому последующему старению картины. Во-вторых, холст необходимо загрунтовать и укрепить в подрамнике

Если предполагается писать на холсте маслом, то лучше предпочесть крупное зерно, для акварели или других жидких красок опытные матсера кисти рекомендуют использовать мелкозернистое полотно.

К художественному холсту предъявляется ряд требований. Он обязательно должен быть небеленым. Отбеливатели, которые применяются перед подготовкой ткани к промышленному окрашиванию, содержат различные химические составляющие, которые негативно влияют на прочность ткани. Поверхность холста также должна быть ровной, без обрывов нитей, узелков и других дефектов. Плетение должно быть плотным, нити — одинаковой толщины и натяжения. При выборе ткани необходимо тщательно визуально оценить ее внешний вид.

Как выбрать хороший холст?

Далее, расскажу поподробней на что именно следует обращать внимание при покупке холста. Качественный грунтованный хлопковый холст, который предстоит натянуть на подрамник

Качественный грунтованный хлопковый холст, который предстоит натянуть на подрамник

Первое — это качество самого полотна, которое натянуто на подрамник. Внимательно осмотрите поверхность ткани, ее текстура должна быть везде одинаковой, без каких-либо полос или пятен со слишком сглаженной текстурой или наоборот с нагромождением «узловатостей».

Если подобных дефектов нет — обратите внимание и на направление нитей холста, они должны быть параллельны с краями подрамника. Ткань должна быть натянута параллельно подрамнику, а не как-нибудь наискосок или по диагонали

Стилизованный портрет

Еще одна современная техника цифровой печати, ставшая отдельным направлением современного искусства – создание стилизованного портрета на холсте по фотографии. Такая картина стала очень популярным подарком в настоящее время. Сочетание высоких технологий и традиционного холста позволяет получить портрет, мало отличный от рукотворного. При этом техника исполнения и стиль могут быть разными: от гранжа и поп-арта до шаржа и живописного портрета. Ключевое слово здесь — стилизация. Это значит, что самая обычная фотография превращается с помощью этой технологии в произведение современного искусства.

История материала в искусстве

Ткань тесно связана с творчеством. Полотна используются преимущественно в живописи. Холстовая материя является оптимальной основой для рисования. Благодаря прочности переплетения волокон картина сохраняется в первозданном виде не один десяток лет (бумажные носители выцветают, рвутся). Сворачиваются в рулон, поэтому их легко транспортировать. Достаточно снять картину с подрамника для перевоза в тубусе. Качество сохранится даже после случайного намокания. Краски не растекутся, сохранится яркость.

Первые упоминания о применении полотен в живописи датируются 16-м веком. На смену деревянным подложкам пришла гибкая и, одновременно, прочная материя. В Древней Руси использовалась иконописцами.

Сфера применения холщовой ткани

Раньше, до конца 19 века это была самая популярная ткань, которая использовалась для изготовления всего: одежды, предметов интерьера, штор и многого другого.

Сейчас её используют для создания этнической одежды и изделий. Однако состав и структура материала подходит для его использования в условиях повышенной температуры и влажности, например создание рабочих костюмов для рабочих. К тому же любые загрязнения удаляются с легкостью.

  • На данный момент ткань стала популярная среди рукодельниц, так как она универсальна. Возвращается мода на рисование на холстах, которые изготавливаются именно из неё, правда плетение там гораздо плотнее.
  • Такой холст подходит для работы с масляными красками. Большинство художественных выставок оформляется именно на холщовой ткани для сохранения эстетики и антуража.
  • Самой популярной областью производства является производство мешков для хранения. Всё из-за универсальности таких мешков, так как в них можно хранить как овощи с фруктами, так и сыпучие крупы, а также различные посылки и письма.
  • Изделия из синтетической ткани не гниют и не подвергаются образованию плесени. Недавно появилась мода на оформление подарков с помощью холщовой ткани.

Грубая структура ткани позволяет использовать её для пошива различной одежды и обуви.

Чем можно писать на холсте

Холст подходит для рисования темперой, маслом, акрилом. Современные техники позволяют рисовать на нём маркерами, распылять краску из баллонов, наносить рельефные пасты. Также на них печатают фото. Рисовать пастельными красками тоже возможно при соблюдении определённых условий грунтования.

В целом, всё зависит от грунта. По холсту, обработанному акриловой, эмульсионной грунтовкой, можно писать любыми видами красок (кроме гуашевых и акварельных ? эти материалы используются только на бумаге и картоне).

На каком холсте лучше рисовать масляными красками? Во-первых, он должен быть из натуральной ткани. Во-вторых, самый подходящий грунт ? клеевой. Масляный допустимо использовать для тонкослойных техник, но его нужно очень долго сушить.

Лен

Старые мастера выбирали для своих шедевров льняную основу. По мнению многих, холст лучше для акриловой краски не найти. Он носит звание «благородного» материала уже не одно десятилетие. Пряжа из его стеблей — довольно прочная. К тому же ему присвоен высокий коэффициент износа (значительный уровень защиты от деформаций).

Несмотря на статус самого долговечного в живописи, при покупке льна надо быть очень внимательным. Иногда на прилавках недобросовестных продавцов попадается товары с неоднородной «узловатой» текстурой, непонятными полосами, пятнами или чрезмерной сглаженностью. Скорее всего, здесь были использованы в качестве сырья отходы первичной обработки. Подобные дефекты очень заметны на готовом изделии.

А для того, чтобы произведение подольше сохраняло свою свежесть, стоит выбирать отрезок из длинных волокон (там толщина нити значительно ровнее).

В сравнении с другими, лен не пропитывается влагой, не так провисает с исходом времени. Да и в целом менее подвергается влиянию внешних факторов. Из минусов — относительно большой вес (что может иметь значение, например, при пересылке или организации выставок).

Картина по номерам

Долгое время живопись была уделом избранных. Прежде всего необходимо обладать талантом или способностями к художественному письму. Затем необходимо долго учиться, практиковаться, испортить не один холст, прежде чем добиться результата. К счастью, сегодня для любого желающего существует прекрасная возможность заниматься живописью без подготовки и при этом получать прекрасные результаты. В специальных магазинах для творчества можно приобрести набор «Картина по номерам» (на холсте в том числе).

undefined

Техника работы с таким набором понятна, проста и доступна. Это занятие будет интересно и взрослым, и детям. В наборе есть все необходимое: краски, холст, кисти. На подготовленном холсте по номерам размечены границы деталей рисунка. Краски не надо специально разводить или смешивать. Они готовы к работе сразу. Один номер – один цвет краски. Следуя инструкции, нужно шаг за шагом покрывать краской соответствующий участок изображения. Такая работа требует внимательности, поэтому для начала можно выбрать холст с несложным рисунком с крупными элементами. При должном трудолюбии и аккуратности совершенно точно получится великолепное произведение искусства, которое не стыдно повесить на стену своего дома или подарить друзьям.

Особенности холщовой ткани

Полотно, у которого волокна имеют грубые перпендикулярные переплетения, традиционно называют холщовой тканью, а также холстиной или холщовкой.

Полотняное переплетение

Такое переплетение является основным среди схем с различным сочетанием волокон. Оно легло в производство большого ассортимента тканей из натурального и синтетического сырья. Другие варианты переплетений создаются с помощью разных комбинаций из основного вида. Характер применяемого плетения отражается на наружном виде ткани, ее характеристиках (физических, механических, технологических).

В плетении существует понятие основы, образуемой продольными нитями, и утка — из поперечных нитей. Структура ткани состоит в их переплетении. В местах соприкосновения продольных и поперечных нитей образуются перекрытия, в ткацкой схеме они обозначаются символами nF. Под буквами nFO (О — основное перекрытие) подразумевается, что по лицевой стороне материи в местах перекрытия нити, принадлежащие основе, располагаются поверх нитей, относящихся к утку.

При обозначении nFY (Y — утковое перекрытие) получается обратное: продольные нити, именуемые основой, будут перекрываться поперечными нитями, утком. В текстильном производстве переплетения обозначаются схемами, состоящими из 2 цветов. Ряды, расположенные вертикально, состоят их нитей, относящихся к основе, горизонтальные — из волокон утка. Специальная последовательность их расположения соответствует тому или другому виду перекрещивания.

Основные виды перекрытия обозначаются в схеме в виде клеток темного цвета, уточные перекрытия помечаются светлым тоном. Чтение схемы производится в определенной цепи: с левой стороны направо считают нити, принадлежащие основе; нити уточные — с нижней части ткани к верхней. При составлении, прочтении схемы пользуются раппортом .

Это обозначение соответствует числу перекрытий, создаваемых нитями уточными и основными, чередующихся в определенных интервалах. Благодаря раппортам тканевое производство выглядит доступным для понимания. Раппорты с переплетениями нитей основы обозначаются как R. О., а уточных — буквами R. Y. Схему полотняного переплетения считают наиболее простой из всех существующих схем.

https://youtube.com/watch?v=21E1LlQ_Np4

В ней происходит перекрещивание между собой нитей продольных и поперечных в каждом втором перекрытии. Значит, у полотняного переплетения самый маленький из существующих раппортов, почему и принято считать это плетение основой для всех разновидностей схем плетений. Данные правила и легли в основу создания тканей. Именно полотняное переплетение нитей использовано при производстве холщовых тканей.

Материал полотна

Различалось между собой холщовое полотно толщиной и степенью отбеливания. Внешне такую ткань нетрудно определить. Лен был первым сырьем для производства холщовки. Наиболее ценным считался лен белого цвета. Раньше из него шили одежду знати, верховным жрецам. В европейских странах ткань впервые была произведена еще до нашей эры.

На Европейском континенте, в России, сырьем для холстов служил не только лен, но и конопля. Появлялись хлопковые ткани, полотна из джута, синтетические материалы типа полипропилена, полиэстера, полиамида, различных смешанных составляющих.

Ткань, производимая из синтетических материалов (канвас), просто копирует текстуру натуральной материи и не считается принадлежащей к классическому виду. Интересен факт, что холщовкой часто считают мешковину, бязь. Мешковина напоминает холстинную материю. Различия между ними незначительны. Просто мешковина немного мягче и плотнее. Бязь часто производят из холщовки.

Традиционной же холстиной на самом деле называют полотно, которое не подвергалось отбеливанию. Сюда относятся суровые (неотбеленные) полотна из растительных волокон: парусина, миткаль. Естественным цветом холстины является окрас в коричневом, желтоватом, серебристом цвете, что зависит от используемого сырья. Бывает, что холщовке оставляют натуральный цвет, или же отбеливают ее. Встречаются окрашенные ткани, отделанные принтами.

Что такое холст?

Основа для живописи может быть разной. Многое зависит от техники письма, задач мастера, его художественного замысла и предпочтений в изобразительном искусстве. Рисовать можно на деревянных досках, металле, бумаге, картоне, бетоне, кирпиче, стекле. То есть практически на любую поверхность при желании можно наносить краски.

Использование ткани как основы для создания художественных произведений практикуется очень давно. Еще в 15 веке художники начали экспериментировать с тканью. Многие знаменитые картины были написаны именно на этом материале. Холст – это особым образом закрепленная на деревянной раме ткань с различными качественными характеристиками, такими как прочность, фактура, структура, вес, тип нити. Все характеристики зависят от типа выбранного материала. Например, фактура холста может быть мелкозернистой, среднезернистой и крупнозернистой, а нить – натуральной и синтетической. Прочность и структура зависят от волокна, из которого изготовлена ткань.

Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается

Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.

Описание, применение

Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.

Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).

Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.

Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.

Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.

История материала

Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.

Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.

Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.

Свойства: плюсы и минусы

Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:

  • высокая прочность;
  • долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
  • экологичность, гипоаллергенность;
  • воздухопроницаемость;
  • термоизоляция;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • невысокая цена;
  • устойчивость к сминанию;
  • декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
  • не накапливает статическое электричество;
  • не скатывается.

Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.

К недостаткам ткани относятся:

  • жесткость,
  • грязный натуральный оттенок.

Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.

Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.

Как ухаживать

Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:

  1. Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
  2. Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
  3. Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
  4. Использование отбеливателей допустимо.
  5. Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.

При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.

Подготовка холста к работе

Есть два варианта: перед тем, как подготовить холст для рисования, натянуть его на подрамник, либо натягивать уже готовый. В последнем случае его нельзя мочить.

Если же вы делаете это сами, подготовка включает два этапа:

  1. Проклейка желатином или клеем ПВА ? чтобы закрыть отверстия и чтобы грунт с краской не впитывались в волокна. (Для акриловой живописи эту стадию можно пропустить.) Не пропитывайте холст насквозь, а равномерно распределите по внешней стороне. Подождите минимум 3 часа.
  2. Грунтовка. Каждый слой при этом должен высохнуть до нанесения следующего.

Всё наносится мастихином или плоской кистью. Примерно через неделю уже можно пользоваться.

Что такое холщовая ткань

Начнем с того, что традиционная холщовая ткань известна миру столетия. На ощупь грубая, с выраженным полотняным переплетением толстых нитей, которые образуют узнаваемую фактуру. Выглядит аутентично, поэтому используется рукодельницами для создания необычных интерьерных деталей, игрушек. Интересна история текстиля.

Небольшая историческая справка

Холщовая ткань – один из первых текстильных материалов, известных человечеству. Еще в Древнем Египте материя шла на пошив разнообразной одежды, как рабочей, так и повседневной, легкой.

Знакомые нам с картинок в книгах мешочки за спиной крестьян тоже делались из нее, а еще большие мешки для хранения картошки, моркови, других овощей. Материя отлично пропускает воздух, поэтому лежащие в ней продукты не запревают, не гниют.

Долгое время крестьянские рубахи на Руси имели холщовую подкладку. Она обеспечивала хороший воздухообмен и создавала комфортный микроклимат

Это было особенно важно для людей, постоянно занимающихся непростым физическим трудом

Текстильная отрасль развивалась: с появлением новых, более красивых, практичных полотен – холщовая ткань стала символом нищеты, а также сознательного отказа от материальных благ. Человек, одетый в мешковину, на многие века стал ярким образом лишения, бедности, наказания.

Значение слова «холщовый» связывают со звукоподражанием: нечто, похожее на шорох, шуршание. В буквальном смысле: «ткань, которая шуршит». Однокоренное слово с «холст», и недаром. Всем известные холсты для художественных работ производят из такого же льняного материала, просто нити переплетают теснее, образуя плотную, жесткую материю.

Холщевый или холщовый

Вообще, лексическое значение слова «холщовый» – сделанный из холста, а если разбирать по составу, то корень «холщ» (вариация «холст») и суффикс «-ов-», стоящий под ударением, отчего при произношении слышится четкий звук «о». Часть речи – относительное прилагательное, поэтому правильнее писать именно букву О, а не Е. В русском языке слово изменяется по падежам согласно особенностям склонения данной части речи.

Проверочных слов для «холщовый» множество: любые относительные, притяжательные прилагательные с ударным суффиксом. Например, парчовый, кумачовый, грошовый. Теперь, когда вы знаете, как правильно пишется непростое слово «холщовый», пора представить, что это за ткань такая.

Описание ткани

Мешковина – материал, производимый из толстых льняных нитей, отличающийся выраженной текстурой. Внешне напоминает сеть с мельчайшими ячейками. Холст – такая же материя, но в ней волокна прилегают плотнее, не образуя характерных «дырочек». Естественный цвет – коричневатый, зеленовато-коричневый, слегка желтоватый.

Классификация по типу плетения

В зависимости от того, как на холсте расположены волокна, различают несколько типов плетения. Этот вид классификации также считается популярным среди художников.

  • Репинский холст. Представляет собой достаточно прочное полотно с крупной и ярко выраженной фактурой. Плетение образовано длинными волокнами по 4 нити.
  • Театральный холст. Полотно внешне напоминает мешковину, благодаря редкому плетению. Для изготовления театральных холстов используются короткие волокна, сплетенные в одну нить или соединенные узлами (узловатость – характерный признак).
  • Живописный холст. Он отлично подходит для масляных красок. По той причине, что такое плетение пропускает воду, живописный холст абсолютно не подходит для акрила или темперы. Обычно изготавливается из льняного волокна, которое, как известно, не деформируется. Живописные холсты удерживают массивные слои краски и не провисают на подрамнике.
  • Этюдный холст. Отличается тем, что он уже покрыт эмульсионным грунтом, поэтому его область применения чрезвычайно высока. Этюдные холсты пригодны даже для аэрографии.

К примеру, если предполагается накладывать тонкие слои краски для гладкой живописи (с отсутствием фактуры), то следует выбирать мелкозернистые холсты. Пастозная живопись ведется по фактурным полотнам, то есть используются крупнозернистые холсты с частым плетением, чтобы материя выдержала тяжесть краски.

Подрамник и виды основы для холста

Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.

Пример холста в подрамнике

Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.

  • Деревянные рейки изготавливают из твердых пород дерева – сосны, березы, дуба, бука, хорошо переносящих перепады влажности и температуры.
  • Алюминиевые отличаются небольшим весом и долговечностью, но их острые углы и края могут прорезать полотно.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Пластиковые подрамники, хотя и дешевы, но ненадежны и неудобны в работе, с их помощью нельзя как следует натянуть полотно.

Они отличаются и по конструкции.


Глухой подрамник


Модульный подрамник

У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.

У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.

Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.

  • Холст на основе из толстого картона – отличный вариант для начинающих живописцев и учащихся. Он подходит для эскизов и этюдов небольшого формата, выполненных акрилом или маслом. Позволяет оформлять работу в стандартные рамы.
  • Основа из оргалита или древесно-волокнистой плиты отлично справляется с многослойным красочным покрытием и обилием декоративных элементов. Минусы: она намного тяжелее, чем картон или даже холст на подрамнике, кроме того, может прогибаться к центру тяжести.
  • Холст в рулоне – это оптимальный вариант для поклонников крупномасштабных работ. От рулона отрезается кусок полотна нужного размера, и художник фиксирует его на подрамник или плотную основу самостоятельно. С одной стороны, это весьма экономичное решение, с другой – натяжка полотна на любую основу требует определенных навыков.

Недостатки

Основной недостаток холста – это его сильная подверженность негативным воздействиям окружающей среды. Он чувствителен к влаге и изменениям температуры воздуха. Его легко повредить механически: порезать или случайно проткнуть. Некоторые виды тканевых холстов легко деформируются. Краски на холст могут ложиться неровно и начать течь, что может безнадежно испортить произведение. Со временем из-за деформации краски могут растрескаться. Истории известно много случаев потери великолепных полотен именно по этой причине. Из-за природной хрупкости тканевой основы многие мировые шедевры в музеях хранятся в особых условиях в закрытых стеклянных коробах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий