Домашний текстиль в стиле барокко и рококо: королевский интерьер

Фарфоровые фантазии

Германия

Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.

Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.

Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.

Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.

Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.

Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)

Франция

Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.


Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.


Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790

Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.

Мебель в стиле рококо

Все предметы меблировки того времени имели изящные формы. И в отличие от классицизма, с которым стиль развивался параллельно, обладали плавными линиями. На их изготовление шли самые лучшие и дорогие породы древесины.


Комод в стиле рококоИсточник wearefound.com

Для мебели в стиле рококо использовались:

  • красное дерево;
  • палисандр;
  • клен;
  • орех;
  • лимон.

Оббивалась мебель парчой, бархатом или шелком. Но кроме дороговизны и высокого качества, мастера той эпохи буквально вкладывали душу в каждую вещь. А поскольку вся мебель была только ручной работы, то она нередко становилась наравне с предметами искусства. И любой уважающий горожанин из богатого сословья просто обязан был иметь у себя в доме такую обстановку.


Гостиная в стиле рококо с великолепной мебельюИсточник cvetamira.ru


Мягкая мебель в стиле рококо с оригинальной обивкойИсточник tiu.ru

В моде была низкая посадка кресел и стульев, а также диваны с большой глубиной. Эти предметы объединялись общей чертой. У них были изогнутые ножки и спинки похожей конфигурации. Поверхность часто украшалась ажурной резьбой. А обивка сидений или содержала романтические сцены, или украшалась растительными узорами.

Вся мебель в стиле рококо имела фигурные ножки, которые разнообразно декорировались либо инкрустацией и резьбой, либо бронзовыми накладками. К тому же поверхности щедро покрывались позолотой. Такие ножки поддерживали кушетки, комоды, и большое количество разнообразнейших скамеечек.


Скамеечка с гнутыми ножками в стиле рококоИсточник mebel-liberty.ru

Все шкафы утратили простую прямоугольную форму. Теперь их обводы стали обтекаемые, а поверхности украшались волнистыми линиями и тонкими кружевными орнаментами. Вся мебель тщательно лакировалась. А особым шиком считалась инкрустация слоновой костью и самоцветами.

Для спальни в стиле рококо подбиралась особая кровать. Это просторное место для сна, чаще всего располагалось под балдахином с резными колоннами. И, как правило, имело искусно выполненное изголовье, которое также отличалось большими размерами.


Резная кровать для спальни в стиле рококоИсточник aredi.ru

Эпоха рококо знаменита еще тем, что подарила миру секретеры и кантоньерки. Так замысловато называли в те времена шкафы для важных бумаг

Еще одной важной деталью, без которой не обходился стиль рококо, выступала ширма. Ее присутствие было обычным не только в будуарах знатных дам, но и во всех гостиных

С помощью нее обычно ограждали определенные зоны большой залы. Например, место для игры в карты.


Рабочий стол для бумаг в стиле рококоИсточник remont.boltai.com


Ширма в спальне, оформленной в стиле рококоИсточник natural-rattan.com

Ампир – имперская классика

Ампир стал завершающим аккордом нескольких направлений европейской классики. На момент его создания он вобрал в себя все особенности и лучшие черты всех стилей интерьерного дизайна, стал воплощением стремлений французской аристократии. Этот стиль неразрывно связан с именем Наполеона Бонапарта, славившегося непомерными имперскими амбициями, именно он привил Европе моду на триумфальную величественность. Слово ампир происходит от французского “Empire“, то есть “империя

История. Стиль Ампир появился во Франции в самом конце XVIII века, продолжив традиции Классицизма, поэтому его также называют стилем позднего (высокого) Классицизма. Главным создателем и разработчиком этого стиля стал художник и декоратор Жан Луи Давид. За короткое время этот стиль быстро завоевал популярность во многих европейских странах и России, в которой возникло в начале девятнадцатого века отдельное направление – Русский Ампир.

Отличительные особенности стиля Ампир:

  • интерьер ампира можно охарактеризовать словами торжественный, парадный, мемориальный;
  • цветовая гамма: кричащие и яркие тона контрастируют с мягкими, пастельными цветами, много позолоты, преобладают насыщенные зеленые и пурпурные оттенки;
  • симметрия и внутренние архитектурные конструкции присущие античности (как и в Классицизме). Большие, высокие пространства, прямолинейные очертания, большие плоскости поверхностей и новшество в архитектуре – триумфальные арки;
  • отделка стен и пола. Обои и ткани с характерными узорами и текстурами. Обилие лепнины на потолке и в обрамлении различных элементов;
  • мебель массивная из натуральной древесины: красного дерева, ореха, карельской березы и тополя.

Обязательный атрибут всех интерьеров – обилие зеркал в различных окладах и окантовках. Широко используются гобелены и изысканные каминные экраны, дорогие ткани и ширмы.

Стиль ампир активно развивался первые три десятилетия XIX века, после чего ему на смену пришла эклектика.

  • Бальный зал в имперском стиле

  • Стиль ампир в современной квартире

  • Вестибюль в стиле ампир, современный интерьер

  • Колонный зал горного университета в Санкт_Петербурге

  • Константиновский дворец

  • Опочивальня Александра I

Рококо в архитектуре Франции

Версаль

Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.

Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Париж

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление на гостей — на стремление к большей близости и меньшему величию. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.

Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.

Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.

Рококо

Или рокайль, что означает – декоративная раковина. Логичное продолжение барокко, но лишенное массивности. Это стиль легких тонких орнаментов, расписного фарфора, изящного кружева вместо метров бархата, и тонких позолоченных молдингов на фасаде мебели вместо тяжелой резьбы.

  • Предпочтение отдается отделке белых цветов и позолоте. В качестве главного декоративного мотива используются завитки и картели.
  • Плоские поверхности и линии исчезают под орнаментом и спиральными линиями. Симметрия нарушается в большом и малом.
  • Летающие Амуры на потолке и статуэтки Венер и Аполлонов по углам – обязательный признак рококо.

Очень часто все три концепции объединяют под одним названием – классический стиль. На самом деле их объединяет способ расстановки мебели – от центра к периферии, и принцип выбора цвета – только сочетающиеся оттенки.

Отлично подойдет рококо всем любителям мягких нежных тканей  и тонких рисунков.

Рококо в интерьере жилья

Используемые материалы

При создании мебельных предметов отвергают симметрию, автономность деталей. Их как будто поглощает общий объем предметов. Резьбу по дереву в стиле рококо редко используют в качестве украшения. Ее эффективно заменили бронзовыми накладками. Иногда цветными лаками обрабатывают всю поверхность мебели, заменив ими фанеровку. Далее, используя накладки или золоченую резьбу, декорируют ее.

Для облицовки мебели используют светлые породы древесины, для изготовления которой применяются привезенные в Европу экзотические светлые породы. Наибольшую популярность имеют деревья, амаранты, палисандры и некоторые другие породы. Что касается деревьев, выращенных в Европе, предпочтение отдается лимонам, грушам, орехам, кленам, яблоням. Французские мастера редко осуществляют обработку путем окрашивания или выжигания, отдавая предпочтение естественным оттенкам древесины.

Изысканные ткани, использующиеся для отделки мягкой мебели, отличаются как по цветовым характеристикам, так и по виду рисунка. Для некоторых применяют эксклюзивную обивку, идеально вписывающуюся в интерьере: глазеты, бархат, атлас, парча, шелк.

Особенности рококо

Рококо стал органичным продолжение барроко, вобрав в себя многие черты своего предшественника и мало чем отличается от него.

Стиль зародился во Франции, как раз примерно во времена царствования Марии Антуанетты. Утонченные аристократы искусно интерпретировали и немного видоизменили классический барочный стиль, привнеся в него новые элегантные и эффектные ноты. В целом оба стиля невероятно схожи между собой и их часто путают. Но есть и разница.

Какие отличия между стилями?

Рококо отличается большим изяществом. Он более нежный, затейливый, легкий, воздушный и игривый, как сама Мария Антуанетта – избалованная, живая, легкая и капризная девушка.

  • Просторные помещения чередуются с более компактными царственными альковами.
  • Нежнейшая цветовая палитра в оформлении, похожая на воздушные макаруны.
  • Более утонченная и изысканная деревянная ажурная резьба, витиеватая лепнина, нежные узоры и т.п. элементы декора.
  • Узорчатые напольные покрытия.
  • Преобладание роскошного текстиля, позолоченных деталей, тонкого стекла и драгоценного хрусталя.
  • Легкая фактура.
  • Мягкая мебель преимущественно с изящными гнутыми ножками.

А теперь давайте в заключение нашего рассказа заглянем в покои королевы.

Мебель эпохи Людовика XV

Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Для их изготовления использовались дорогие породы древесины: клён, палисандр, красное дерево, орех, лимон. Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Однако мастера заботились не только о качестве мебели.

В эпоху рококо считались модными низкие стулья, глубокие диваны и кресла, которые объединяла общая черта — изогнутые ножки и спинки, украшенные резным ажурным узором. На обивке этих изделий красовались замысловатые изображения виноградной лозы, цветочной гирлянды, ромбовидной сетки, романтической сцены.

Фигурные ножки, декорированные инкрустацией, искусной резьбой, бронзовыми накладками и позолотой, поддерживали элегантные кушетки, лаковые комоды, скамеечки, секретеры. В будуарах светских модниц заняли почетные места неизвестные ранее шкафчики для бумаг — картоньерки. Вновь стали актуальными небольшие столики с круглой столешницей, основой которой служили черные фигурки невольников-мавров.

Обязательными элементами в оформлении помещений являлись шкафы и комоды. В эпоху Людовика XV эти изделия утратили стандартную прямоугольную форму. Отныне они наглядно демонстрировали высочайший уровень мастерства своих создателей.

Спальня в стиле рококо немыслима без просторной кровати с огромным, искусно оформленным изголовьем. В XVIII столетии это великолепие дополнялось балдахином и резными столбиками. При желании подобный интерьер не сложно воссоздать и в наше время.

Стиль рококо в интерьере: основные черты

Родиной художественного стиля рококо стала Франция, а временем рождения – галантный 18 век. В тогдашнем французском обществе главенствовали изысканность и легкость, декоративность и гедонизм. К жизни было принято относится, как к забавной «прогулке в садах наслаждений». Понятно, что такие настроения и образ мыслей потребовал нового подхода к оформлению окружающего пространства. Поэтому помпезность и величественная пышность барокко уступили место новым веяниям. Стиль рококо в интерьере, живописи, скульптуре стремительно завоевывал место под солнцем. Какими чертами характеризовался тогдашний интерьер, и что досталось в наследство нам, по прошествии трех сотен лет?

  • Рококо, по сути, явился продолжением вполне сложившегося на тот момент барокко. В отличие от пышности и пафоса предшественника, рококо сосредоточил усилия не на монументальных архитектурных формах, а на их максимальном украшении. Да-да, именно рококо стал первым декоративным стилем.
  • Не внеся ничего нового в архитектуру пространства, рококо, тем не менее, серьезно изменил подход к его восприятию. Произошло это за счет тяги нового направления к ярким эффектам. Именно театральные подмостки, с их условностями, искажением реальности, иллюзорностью послужили вдохновением для рококо.

  • Этому есть вполне логичное, и даже, исторически закономерное объяснение. Кризис абсолютизма в Европе вообще и во Франции, в частности, вынудил даже верхушку общества искать новое применение своим силам и ресурсам. Некоторые нашли себя в заговорах и придворных интригах, а остальные стремились сбежать в некий выдуманный мир, который больше отвечал их представлением об идеальной жизни. Вот на таком историческом фоне и началось триумфальное шествие рококо, продолжавшееся более полувека. Все это время рококо был настоящим властителем дум, законодателем мод и вершиной вкуса для многих влиятельных и богатых людей континента.
  • Философию стиля определяли женщины, фаворитки короля и знати, влиятельные фигуры своего времени, и просто любительницы чувственных наслаждений. Поэтому неудивительно, что главным помещением для стиля рококо после центрального зала, становится будуар. В домах того времени комнаты располагались не галереей, как обычно, а формировали несимметричную окружность. В центре – парадный зал, а из него могли открываться явные или тайные будуары. Именно так, во множественном числе, ведь в то время было делом чести иметь дома множество уютных и укромных комнат, в которых происходило основное общение.

  • Любовь к романтике, приключениям и извечная женская склонность к театральным эффектам диктовала различные изыски в изменении пространства. Тайные ходы и переходы, искажение восприятия с помощью зеркал, ложных галерей, изменение геометрии комнат с помощью ширм, портьер, занавесей и фальшивых окон – все это находки стиля рококо.
  • Именно в это время пришла мода на небольшие, богато украшенные помещения, обставленные особенно приятно и уютно. В них создается особая атмосфера камерности и даже интимности, с помощью элементов эротической живописи и скульптуры, богато и хитроумно украшенной мебели, изящных декоров и большого числа разнообразных безделушек. Кстати, это понятие тоже возникло именно во времена рококо – маленькая, красивая вещица, которая не имеет практического смысла, зато услаждает восприятие.
  • Форма и образ морской раковины, от которой и пошло название стиля, используется везде – от архитектуры комнаты до мебельной резьбы. Этот чувственный и очень женский образ стал ключевым и для декораторов, и для архитекторов той эпохи.

  • Орнаменты и декоры в рококо становятся гораздо мельче, и в то же время, четче, подробнее. В образах чаще всего используются растительные, флористические, мифологические и эротические мотивы, нередки случаи использования театральной символики.
  • Эпоха рококо – это время пышных платьев, запретных наслаждений, тайн, интриг, иллюзий, изящества и излишеств. Искусственная и избыточная, она не могла существовать долго без изменений. Ближе к концу 18 века рококо вытесняется более гармоничным и практичным классицизмом, а события Французской революции и вовсе предали забвению кокетливый и легкомысленный дизайн.

В 20 веке интерес к этому стилю интерьеров стал проявляться более активно. Сначала в нем стали оформлять музейные и выставочные помещения, затем апартаменты богатых и знаменитых, а во второй половине столетия оборотистые дизайнеры взяли на вооружение многие принципы рококо и весьма успешно продемонстрировали их применения в современных условиях.

Аксессуары

Стиль рококо требует обязательного наличия в обстановке ретро-элементов декора, антикварных предметов и деталей, стилизованных под старину. Это:

  • фарфоровые статуэтки;
  • бронзовые часы;
  • массивные канделябры;
  • художественные панно;
  • раздвижные расписные ширмы;
  • аквариумы;
  • винтажные шкатулки;
  • шелковые подушки;
  • хрустальные вазы;
  • китайские сервизы из тончайшего фарфора;
  • посуда из стекла или фарфора, украшенная золотыми, серебряными узорами или росписью.

Аксессуары разрешается ставить повсюду: на столиках, камине, секретере, комодах, шкафах. Все эти милые безделушки поспособствуют оживлению интерьера, формированию атмосферы уюта и аристократичной старины.

Интерьер

Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:

изогнутые линии и ассиметричные формы;
большая декоративная нагруженность;
грациозная орнаментальность;
большое внимание к мифологии;
множество миниатюрных предметов прикладного искусства.

Цветовая гамма

Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.

Материалы

Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».

Полы и стены

Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.

Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.

В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.

Мебель

Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.

Декор и аксессуары

Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.

Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.

Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.

Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий