7 Facts about Dagestani Rug Making
1. Almost every household produced their own carpets – they were needed to cover stone walls and earthen floors and to keep dwellings warm in a mountain climate.
2. Women could devote from eight to ten months per year to rug making – time when they were free from agricultural work. They made area rugs, wall carpets, saddlebags, belts to carry jugs, and many other things.
An Avar woman works at a vertical loom. 1926.Photo retrieved from the collection of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences.
3. Dies for woollen rugs were made of herbs, tree bark, shrubs’ fruits, and insects. Onion husks, saffron, celandines, lily-of-the-valley, figs, and nettles were also widely used. Another popular ingredient was the rose madder that allowed obtaining different shades of red – from bright pink to dark raspberry.
4. Due to this variety of natural dies, the colours of Dagestani carpets are very rich and diverse – from 7 to 24 shades were used to create a pattern. This can be clearly seen in lint-free sumakh rugs from Southern Dagestan: their colour schemes consist of blue, blue-grey, white, brownish-red, golden ochre, orange, and red tones.
Soumak, lint-free rug. Early 20th century. South Dagestan.
5. Basing on the technique of making, Dagestani carpets could be classified in four groups: lint-free, tufted, felt, and combined rugs.
6. Even an ancient ethnographic map of Dagestan that dates back to 1886 resembles a colourful carpet: different colours designate areas of inhabitancy of the Lezgins, the Avars, the Dargin, the Kumyks, the Tabasarans, the Laks, and other peoples. Every nation has its own typical ornaments and techniques of rug making.
The ethnographic map of Dagestan oblast (1886) with the information on different peoples, their settlements, districts’ borders, police stations, and country communities.
7. Trading with the East and Central Asia, as well as the active cultural exchange between different regions of the Caucasus influenced the ornamental “tongue” of Dagestani rugs.
Немного об Арифе Сулейманове
Ариф Сулейманов, который ранее был заместителем декана юрфака госуниверситета Дагестана, а ныне является чуть ли не единственным предпринимателем республики, говорит, что любой пакистанский ковер уступает изготовленному на Кавказе. Ариф сумел создать доходный устойчивый бизнес по производству ковров. «Массовая штамповка невозможна, но реализовывать в год 500 м² дорогих паласов вполне реально, говорит коммерсант. – Наши сумахи не имеют аналогов в мире. Те, кто это понимают, никогда не купят вместо дагестанского иранский ковер».
Коллеги уважительно говорят о Сулейманове: «Он появился на свет в ковре». Мать его была знаменитой мастерицей, а сам Ариф с детства ткал пестрые сумахи. Он вернулся в 1998 году к этому ремеслу, и оно с течением времени стало главным делом его жизни.
«Когда я начинал, никто в мой успех не верил, – рассказывает Сулейманов
– А я знал, что мое занятие важно для всего человечества, а не только для нашего ремесла. Сегодня мы применяем 18 базовых цветов
Это невозможно запатентовать, мы просто сберегаем наши секреты. Их потеря для мастера равносильна самоубийству».
Верно изготовленный ковер имеет особенную власть. Он может быть и проклятием, и оберегом. Именно поэтому Ариф никогда не изготавливает один из самых красивых и выдающихся ковров – тапанчу, который представляет собой стилизованное изображение перекрещенных кинжалов. Так мать его учила. Этим ковром воинов ни один дагестанец не покроет пол. Даже если его повесить на стену, символы смерти, войны и крови, зашифрованные в узоре, могут проявить себя и в жилище умрет мужчина. Сулейманов – образованный человек и считает это суеверием. Но он все же не хочет рисковать. Благо, подобных узоров большое количество, и в клиентах нет недостатка.
Орнамент ковра идентичен книге, которая писалась тысячелетиями. Каждый его штрих рожден мучительным, тяжким трудом многих поколений, любой самый маленький знак имеет значение. Но даже в тапанче среди символов крови и войны опытный глаз отыщет яркое солнце, силуэты птиц, кущи и дома райского сада, заветной родины ковров и людей.
The Peculiar Compositions of Carpets from Southern Dagestan
Ornamental compositions of carpets consist of:
The central ornament. It is characterized by large, complex geometric forms filled with smaller, detailed elements – medallions. Usually this ornament has one or two axes of symmetry, but asymmetric compositions also take place from time to time. The central area of a carpet may contain several medallions, surrounded by smaller rosettes or medallions placed chequerwise.
A central medallion. Soumak, lint-free rug. Early 20th century. South Dagestan.
The background ornament. It is used to fill the blank space in the central area. It is a minor element of a composition; usually background ornaments are asymmetric and consist of several combined motifs.
The fragment of a carpet with rich background ornamentation comprised of small rosettes, stars, and S-shaped elements. Pile rug. Early 20th century. South Dagestan.
The ornamentation of carpet’s edges. The bordering ornaments enclose the central area, surrounding it with strips of patterns. There can be from 3 to 9 (or 10, according to some sources) such strips. There is usually a main band that is wider than other ones.
A bordering ornament with four bands. The band 2 is the main one. Prayer rug. Fragment. Early 20th century. South Dagestan.
The composition of bordering ornaments is based on the principle of repeatability and rhythmicity.
The ornamentation of edges has different motifs. Geometric, horn-shaped and wave-like patterns are the most widespread ones.
Pile rug. Early 20th century. South Dagestan.
Кубачинское серебро
Кубачи – дагестанское село, расположенное в горной части республики, прославилось на весь мир своим промыслом – изготовлением изделий из серебра. В старину здесь выковывали кольчуги, мечи, копья и кинжалы, которые украшали тонкой резьбой и драгоценными камнями. Свидетельством тому является коллекция кубачинского оружия, подаренная Александром III Британии и выставленная в лондонском музее.
Наравне с оружием кубачинские мастера научились изготавливать великолепное столовое серебро и ювелирные изделия с применением техники чернения. Все изделия создаются исключительно вручную. Шедевры из ценного благородного металла — это результат кропотливого авторского труда мастеров от прорисовки эскизов до гравировки. Каждое изделие имеет индивидуальное клеймо, по которому можно узнать имя мастера.
Изделия лучше его купить на месте. Кубачинский ювелирный комбинат поставляет свою продукцию в фирменные магазины «Серебро Кубачи» в Махачкале. Один из них находится на проспекте Расула Гамзатова, 12 а, а другой вы найдёте на улице Дахадаева, 29.
Также изделия с доставкой по России можно заказать на сайте: www.kubachiserebro.ru
Семейные традиции табасаранов
Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад семей табасаранов, женщинам отводилось не менее значимое место, чем мужчинам. Издавна у этого народа серьёзным преступлением считается применение физического насилия, с малых лет мальчикам прививается уважение и почитание представительниц прекрасного пола. В женщинах табасараны ценят порядочность, благородство, ум и красоту, умение справляться со всевозможными домашними делами.
Свадебные обряды
Свадебная обрядность табасаранов в значительной степени сохранилась до нашего времени, практически не изменившись за последние столетия. Конечно, сегодня свадебные ритуалы значительно упрощен, но и они ярко отражают богатую палитру дагестанских обычаев. Непосредственно брачные традиции включают в себя три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный.
В старину у табасаранов нередко практиковали левират и сорорат. В первом случае подразумевалось, что овдовевшая женщина становится супругой брата своего умершего мужа. Сорорат же предполагал женитьбу мужчины на сестре своей покойной жены. Однако чаще всего браки заключались посредством предварительного сватовства. Когда в семье подрастал сын, его родственники начинали присматриваться к девушкам из семей окрестных селений. Приоритетным был выбор невесты, имеющей тот же социальный статус, что и жених.
Табасаранская свадьба в Дагестане
К родителям выбранной девушки отправлялись отец и мать молодого человека, то есть сразу будущие родственники могли лучше узнать друг друга. Если семья невесты давала согласие на брак, назначали день обручения, что представлял собой массовое празднество.
Важнейшая роль в свадебных традициях отводилась уплате калыма. Поскольку семья жениха забирала помощницу и работницу из другого семейства, требовалось оставить взамен достойный выкуп. Размеры калыма могли меняться в зависимости от материальных возможностей будущего мужа, требований семьи невесты, различных социальных аспектов.
Кстати, похищение возлюбленных нередко практиковали юноши, что не могли выплатить калым. Примечательно, что при переговорах о размере выкупа за невесту могли решаться и другие аспекты, например, вариант развода. Женщина могла расторгнуть брак лишь в одном случае – если уличала мужа в неверности – однако дети оставались с отцом.
Табасаранские ковры ткут вручную / mr-tabasaran.ru
Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана
Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.
Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.
Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.
Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан
По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.
Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан
Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.
Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами
Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.
Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века. В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.
К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».
Ковёр ворсовый. “Сафар-чечне”. Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.
Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.
Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.
На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.
Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.
Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.
Ковёр ворсовый “Пляска джигитов”. Фрагмент.
Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).
Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.
Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.
Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево – дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.
Мёд
На XXII Международном Конгрессе пчеловодческих организаций АПИСЛАВИЯ, состоявшемся в 2018 году в Москве, дагестанский мед был признан лучшим в мире по органолептическим свойствам и по составу.
Продукция пчеловода Мирзы Гасанова заняла второе место. До «золота» не хватило трех баллов. Это событие ещё раз подтвердило непревзойдённые качества горного мёда южной кавказской республики. Пчеловодство здесь всегда было стратегической отраслью сельского хозяйства.
На горных пасеках качают мёд таких сортов, как:
- гречишный
- липовый
- акациевый
- вересковый
- цветочный
- каштановый
- эспарцетовый
- донниковый
- майский
- падевый
- верблюжья колючка
- молочай
Кроме мёда, пасеки поставляют такие лечебные продукты, как пчелиный яд, воск, прополис, пыльца, перга и маточное молочко. Мёд под названием «Верблюжья колючка» считается одним из самых лучших сортов. Основные пчеловодческие хозяйства находятся в Казбековском, Гумбетовском, Гергебильском, Хунзахском, Хасавюртовском, Буйнакском и Дербентском районах республики.
Мёд здесь продают везде: от маленьких лотков до больших супермаркетов, и, конечно, его можно найти на всех рынках. Мёдом торгуют на развес и в стеклянной таре. Хорошим подарком, привезенным домой из Дагестана, будет несколько баночек мёда разных сортов.
Ворсовые ковры
Можно рассказывать очень долго о различных типах ворсовых ковров, только в этом немного смысла. Поговорим лучше об их особенностях. Итак, ворсовый табасаранский ковер в традиционном исполнении можно узнать по различным геометрическим изображениям, которые олицетворяют животных, растения и человека. Следовательно, раньше умелицы при помощи этих геометрических изображений демонстрировали окружающий их мир. Ученые это явление называют «языком коврового искусства». Между прочим, на подобных изделиях очень часто изображали целые обряды, баталии и сцены. Со временем этот язык был утерян, а картинки стали носить просто декоративный характер.
Стоит отметить, что все такие ковры имеют общую композиционную структуру: бордюр и центральное поле.
Виды лезгинских ковровых изделий по технике исполнения
Ворсовые ковры
По-лезгински ворсовый ковёр называется кьалича.
Типы лезгинских ворсовых ковров
Основные разновидности производимых в Дагестане ворсовых ковров по их характерным орнаментальным признакам классифицированы Э.В. Кильчевской, А.С. Ивановым, Г.Н.Казиловым, П.М. Дебировым. Эти исследователи каждому типу ковров присвоили наименование, исходя из названия населенного пункта, традиционного центра ковроткачества, где вырабатывались ковры преимущественно с характерным для данной местности орнаментальным решением. Лезгинские ворсовые ковры, согласно классификации исследователей, перечисленных выше, вместе с коврами некоторых других народностей Дагестана включены в южную группу. К этой группе отнесены следующие типы ковров: «Ахты» (лезгинские ковры нынешнего Ахтынского района); «Микрах» (ковры Микраха и других лезгинских селений нынешнего Докузпаринского района); «Дербент» (ковры татских, азербайджанских и других селений Дербентского района); «Рушуль» (ковры Рушуля, Аркита и других табасаранских селений северной части нынешнего Табасаранского района); «Табасаран» (ковры Хучни, Турага, Халага и других табасаранских селений Табасаранского района); «Хив» (ковры Кандика, Ляхли, Мюжгюля и других табасаранских селений современного Хивского района): «Касумкент» (ковры Орта-Стала и других лезгинских селений нынешнего Сулейман-Стальского района, а также селений Кабир и Икра Курахского района); «Рутул» (ковры рутульских селений нынешнего Рутульского района).
Безворсовые лезгинские ковры
Сумахи (гамар)
Исключительно лезгинским типом ковра является безворсовый ковер «Сумаг». Лезгины такой вид ковра называют гам. Он имеет уникальную плоско-ткацкую структуру и относится к лезгинскому народу. Как пишет исследователь М. Д. Исаев,
В том же труде М. Д. Исаев дает пояснение, что Gr. Levis ошибочно производит название сумах от испорченного названия города Шемахи, с которым производство сумахов не имеет ничего общего.
Согласно определению исследовательницы Т. Хизгиловой сумах – это безворсовая односторонняя шерстяная ткань, гладкая и плотная с лицевой стороны, с выпущенными с изнанки узорообразующими нитями. Каркас ткани выполняется плотным переплетением нитей основы со скрепляющим утком . Лезгинские гладкотканные ковры – сумахи – не имеют аналогов в мире по орнаментальным и цветовым композициям. Как отмечал российский исследователь, член-делопроизводитель Кавказского кустарного комитета А. С. Пиралов, изъ ковровыхъ издѣлій Дагестана особенную славу пріобрѣли безворсные односторонніе паласы, извѣстные подъ назва ніемъ сумаховъ. Это производство имѣется въ южномъ Дагестанѣ, особеннаго же развитія достигаетъ въ Кюринскомъ округѣ. Сумахи этихъ мѣстъ сохранили нѣсколько типичныхъ оригинальныхъ рисунковъ, отличаются весьма художественнымъ подборомъ красокъ, пользуются большимъ спросомъ заграницей. Дагестанская историк-этнограф лезгинского происхождения, профессор С. С. Агаширинова писала, что изготовлением сумагов среди дагестанских народов славились именно лезгины.
В альбоме «Декоративное искусство Дагестана» относительно практичности сумахов отмечается следующее:
Сумахи, помимо практичности, обладают также и высокими декоративными свойствами. Так, в вышеуказанном труде указано, что узор этих ковров всегд очень сложен, строг и геометризован. Центральное поле несет несколько (зависимости от длины ковра) основных медальонов с переходными мотивами и обрамлен широкой каймой. Графичный узор сумаха в многом предопределяется техникой. Контурность и графичность особенно присуще сумахам лезгин, узоры которых, выполненны из ярко окрашенной шерсти, контрастно вырисовываются на серо-голубом или темно-красном фоне. Общий колорит сумахов по сравнению с всем другими коврами чрезвычайно насыщен и состоит из синих, серо-голубых, белых, красно-коричневых и красных тонов.
Экскурс в историю
Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.
Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.
Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.
Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.
В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.
В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».
Вязаная обувь
Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и “джурабов” (Южный Дагестан).
Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.
Носки джурабы
Джурабы — это высокие носки или гольфы в кавказском исполнении. Здесь их можно встретить на рынках, в магазинах, на уличных лотках городов и посёлков – практически везде. В республике в ранг национального искусства возведено вязание толстых этнических носков с утолщённой пяткой и подошвой.
Благодаря двойному жаккардовому вязанию, носки получаются тёплыми повышенной износостойкости. Неповторимые дагестанские орнаменты придают особый колорит носкам. Туристы и гости с удовольствием покупают изделия из толстой овечьей шерсти. Зимой джурабы прекрасно заменяют собой домашние тапочки.
Самые красивые и недорогие джурабы вы можете купить на рынке в селе Кубачи. Здесь можно найти разные изделия от детских носочков до носков взрослого 46 размера.
Орехи и сухофрукты
Дагестанцы — большие любители орехов и сухофруктов. Мягкий южный климат способствует тому, что здесь произрастает большое количество орехов таких, как:
- абрикосовая косточка
- грецкий орех
- фундук
Абрикосовая косточка. Продают не косточку, а её ядро. Получают продукт путём лущения твёрдой оболочки плода. Абрикосовые ядра применяют в медицине, косметологии и кулинарии. Фруктовые семена, хотя не являются орехами, обладают приятным ореховым вкусом.
Грецкий орех. Его ядра, обладающие приятным вкусом и высокой питательностью, широко используются, как в прямом потреблении, так и для приготовления местных национальных сладостей. На рынках и в магазинах республики можно купить халву, конфеты, торты, пирожные, где присутствует крошка из грецкого ореха.
Фундуком засажены огромные плантации. Орех можно найти в продаже практически везде. Продают орех в скорлупе и его ядра. Из него получают масло, обладающее лечебными свойствами и высокой питательностью приятного вкуса.
Миндаль произрастает на ограниченных территориях. В основном его привозят из соседних стран. Орех обладает особенно приятным вкусом. В молотом виде его используют, как добавку в кондитерскую продукцию.
Кроме местных орехов, можно купить привозные виды такие как арахис, кешью, фисташки, кедровка и пр.
Сухофруктами в Дагестане называют сушёный абрикос, называемый курагой. Фруктовое дерево произрастает в республике в огромном количестве. Плоды собирают, вынимают косточки и сушат на решётках под палящим солнцем. Местная курага в отличие от привозных плодов не обладает красивым видом, зато ей нет равных по количеству полезных веществ. Также здесь продают финики, изюм и чернослив.
Чуду
Чуду является национальным блюдом всех народов, населяющих республику. Это пресные лепёшки с начинкой, испечённые на сухой сковороде. С одной стороны, мучные изделия напоминают блины, а с другой, похожи на чебуреки круглой и полукруглой формы.
В разных районах республики, в горах и на равнинах готовят чуду, как из пресного, так и дрожжевого теста, замешанного на кисломолочной закваске. Состав начинки может быть настолько разным, насколько это позволяют фантазии местных жителей. Между блинчиками вкладывают бараний и говяжий фарш, перемешанный с зеленью (это может быть укроп, дикий лук, крапива, лебеда и конский щавель). В некоторых случаях добавляют тёртую тыкву, картофель и даже творог.
Обжаренные лепёшки смазывают сливочным маслом и складывают в стопку в закрытой посуде. Чуду едят в горячем виде. В магазинах и на рынках Махачкалы, Кизляра, Дербента, Хасавюрта и других городов можно купить местные блинчики в готовом виде и как полуфабрикат. Брать их домой вряд ли стоит. Но если вы уверены, что довезёте чуду, не испортившимися в дороге, то смело составляйте меню из блинчиков с разными начинками.
Назначение ковров
Ранее ковры имели различное значение: одними застилали пол, другими украшали стены, а на третьи, которые назывались тапанча, вешали оружие. Для намазов применялся ковер намазлык. На каждом изделии в зависимости от района и назначения имелись особые рисунки. Их до сих пор с интересом изучают этнографы.
На коврах изображали растительные орнаменты, солярные символы, в регионах, граничащих с Азербайджаном, имелись и драконы: спящие и летящие. Есть также рисунок, идентичный перевернутой восьмерке. Точные науки в Дагестане всегда были в почете. Многие изыскатели считают, что это математический символ бесконечности.
Шампанское
Прекрасным подарком может стать бутылка эксклюзивного шампанского Дербентского завода игристых вин. Предприятие, основанное в конце позапрошлого столетия, является единственным производителем шампанского, который осуществляет полный производственный цикл, начиная от выращивания винограда и заканчивая выпуском бутилированной продукции.
Открытое акционерное общество «Дербентский завод игристых вин» является единственным в своём роде заводом, который разливает шампанское в сувенирные бутылки емкостью 6 литров, 3 литра, 1, 5 литра, 0, 75 литра и 0, 375 л.
Обратите внимание на такие сорта игристых вин, как мускатное белое брют «Дербентское», игристое белое полусладкое вино «Дербентское золотое», сувенирное «Дербентское» белое брют. Не пройдите мимо полусладкого белого игристого вина «Император» и «Седой Каспий»
На всех бутылках наклеены этикетки с защищенным географическим указанием «Дагестан».
Если у вас будет возможность, обязательно приобретите одну, две бутылки емкостью 1, 5 или 3 литра с красивой гравировкой, это будет прекрасным подарком дома для тех, кто вам дорог.
Безворсовые ковры
К данной группе относятся невероятно красивые лезгинские и азербайджанские сумахи. Их главная особенность – большое бытовое применение. В основном они используются для покрытия пола (ворсовые ковры, к примеру, используются исключительно для стен). Они бывают намного больше простых ковров. Помимо этого, они намного мягче, поскольку при их производстве используют специальную технику плетения, позволяющую под ковром оставлять шерстяные нитки длиной до 15 см (это их такими мягкими и делает).
Безворсовые табасаранские ковры (фото смотрите в статье) – это также «давагины». Их определяющими чертами является то, что они 2-сторонние, а также имеют темно-голубой или синий фон, на котором находится орнамент («рукзал»). Эти ковры можно часто встретить у аварцев. Главный рисунок состоит из различных «медальонов» и отростков, от этих «медальонов» ответвляющихся.
Также стоит рассказать о таком виде безворсовых дагестанских ковров, как паласы. Их изготовляли из хлопка, шерсти и конопли. Паласы такие красивые и сложные орнаменты, как рисунки табасаранских ковров не имеют, но они невероятно практичны и зачастую именно они используются в обычной жизни. Каждый народ паласы называет на собственный лад: у азербайджанцев это «палаз», «бархал» у табасаранцев, «рух» у лезгинов, «турут» у аварцев и пр.